Медиакарта
8:37 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чтобы душа ребенка не была пустой…

08:44 | 25 ноября 2015

Совсем немного времени осталось до завершения Года литературы в России. Целью его проведения является возрождение интереса россиян к классической и современной литературе и чтению в целом. Не секрет, что интерес к чтению у современной молодежи невелик. Подростки, молодые люди ежедневно «погружаются» в виртуальный мир, читают блоги в интернете, общаются в социальных сетях, играют в компьютерные игры. При этом некоторые считают, что читать классическую литературу немодно, непрестижно.

В привитии интереса к чтению большую роль играет семья. Если в семье читают взрослые, то и дети, как правило, приобщаются к регулярному чтению художественной литературы. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Конечно, сейчас можно читать произведения в электронном варианте. Но все‑таки я думаю, что привитие интереса к чтению начинается с первых детских книг, приобретаемых ребенку. И образ юного читателя, сидящего с книгой в руках в кресле, увлеченного событиями рассказа, повести или романа, неповторим. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», – сказал древнеримский философ Цицерон.

По-моему мнению, роль учителя также неоценима в воспитании внимательного читателя, для которого чтение становится потребностью на всю жизнь. Для нас, учителей русского языка и литературы, этот год принес ощущение значимости своей миссии. Каждый из нас, готовясь к изучению произведения, перечитывает его. И каждый раз находит для себя что‑то новое: художественную деталь, необычные мысли героя, средства речевой выразительности. В личных экземплярах книг мы делаем пометки, которые помогают нам при анализе текста художественного произведения. Ставим вопросительные, восклицательные знаки – в общем, у каждого своя наработанная система обозначения главного, требующего домысливания, рассуждения. И так бесконечно, по каждому произведению, изучаемому в школе.

Учителя литературы можно сравнить с режиссером. Как режиссер составляет сценарий постановки, так и учитель литературы пишет план – сценарий урока. Именно на уроках литературы проявляется профессионализм педагога, творческий полет его мыслей и души. Ведь здесь уместны и художественное чтение по ролям, и выразительное чтение, инсценирование, словесное рисование, пересказ с импровизацией, чтение наизусть программных стихотворений. При творческом подходе к планированию урока литературы можно синтезировать несколько видов искусства: музыку, живопись, кино. Из многолетнего опыта работы могу сказать, что такие уроки запоминаются детям надолго, потому что они вызывают у них различные эмоции: радость, грусть, сопереживание, сочувствие.

Мое становление как учителя русского языка и литературы в Зареченской средней школе проходило под влиянием известных педагогов Суслаевой Анны Васильевны, Тарасовой Нины Васильевны, Никитиной Надежды Александровны, Сырчиной Веры Ивановны. Посещала у них открытые уроки, набиралась опыта. Перед тем как провести открытый урок, советовалась с ними, рассказывала свой план его проведения. Многому у них научилась и использовала в дальнейшей работе.

В Год литературы в нашей школе, как и во всех других образовательных учреждениях района, проводились заседания литературной гостиной, конкурсы рисунков, конкурсы на выразительное чтение стихотворения, лучшее сочинение. Шестиклассники принимали участие в конкурсе «Живая классика». На уроках литературы мы рассказывали детям о писателях и поэтах – юбилярах: А. П. Чехове – в связи со 155‑летием со дня рождения, Б. Л. Пастернаке – 125‑летием, П. П. Ершове, нашем земляке, – 200‑летием, А. С. Грине – 135‑летием, С. А. Есенине – 120‑летием. Многие запомнят на всю жизнь малые по объему, но поучительные рассказы А. П. Чехова, а также его пьесу «Вишневый сад». В нем писатель восклицает: «Вся Россия – наш сад!» Сад, за которым надо смотреть, ухаживать, и тогда он станет предметом обожания, любования. Но в то же время нельзя допустить, чтобы его продали, вырубили. При изучении творчества Б. Пастернака я также использовала подборку материала, опубликованного в газете «Сельский труженик» и подготовленного бывшим ее редактором И. А. Журавлевой. В приведенном ею стихотворении поэта «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» убедительные слова «Жить, думать, чувствовать, любить» могут действительно стать для человека жизненным девизом.

Сказка нашего земляка П. Ершова «Конек-Горбунок» всегда читается детьми с интересом, она увлекает их сюжетом, яркими образами. Наши юные читатели участвовали в конкурсе рисунков по этой сказке, чтецы же соревновались в выразительном прочтении отрывков. И, наверное, каждый, кто учился в школе, поверил в чудо, в то, что мечты сбываются, благодаря прочтению повести – феерии А. Грина «Алые паруса». И хранит в своей памяти образы счастливых Ассоль и Грея.

К сожалению, в этом году ушел из жизни писатель В. Г. Распутин. С его произведениями при изучении литературы мы встречаемся часто. Начинаем с чтения рассказа «Уроки французского» в основной школе. В старших классах очень трогают детей его произведения «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар». В них автор поднимает проблемы сохранения малых деревень, отношения детей и взрослых, проблему нравственного выбора. И когда изучаем его повесть «Пожар», обращаю внимание детей на слова главного героя повести Ивана Петровича Егорова: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой». После обсуждения ребята делают вывод о том, что именно эти четыре ценности и составляют основу благополучной и счастливой жизни человека.

Близится к завершению Год литературы. Было проведено достаточно много мероприятий на различных уровнях, направленных на повышение интереса к чтению художественной литературы. В дальнейшем эта работа, конечно же, будет продолжена. Мы обязаны научить ребенка читать внимательно, с пользой для него самого. Известный педагог В. А. Сухомлинский, директор Павлышской школы, утвердивший в ней культ книги, писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой».

Автор: Раиса АЛИКОВА