В деревне Одина ухоженный пятистенник семьи Поповых приметен своим небесно-голубым цветом. Сразу понятно: здесь живут добрые хозяева. Стены этого дома помнят пережитые радости, но и горе не миновало его порог. В шестидесятые годы прошлого века супруги Раиса Степановна и Константин Михайлович Поповы растили шесть дочерей. Рая мечтала подарить мужу сына – помощника. Ближе к зиме молодая женщина поехала рожать седьмого ребёнка. Все дни, проведённые на больничной койке, Раиса думала только о доме и дочках. Как драгоценную реликвию, в семье до сих пор хранят её письмо, где каждая строчка пронизана заботой и любовью: «Привет из Голышманово. Здравствуйте, все мои родные. Решила вам написать письмо, не хотела вас расстраивать, но завидного впереди ничего не видно. Костенька, если всё это затянется надолго со мной, то после Октябрьской обязательно Надьке покупай пальто, чтобы не стыла... Надя, Любе пришей пуговицу к фуфайке. К тёте Тосе сходи, она тебе сошьёт кофту. Люба, возьми у бабы в мешочке рукавички от тёти Кати, алые, и носи, а в школе их клади в сумку. Люба, носи пальто, береги своё здоровье. Катя, тоже надевай пальто, я к нему пуговицы пришила. Томочка, надевай новое пальто, тебе теперь холодно.... Надевайте все валенки, а сапоги высушите... Пару слов о себе: четыре дня не давали подниматься. Всё кололи уколами, как с вечера начнут и до 12 ночи через каждые полчаса... Вы обо мне не расстраивайтесь, возможно, я к вам вернусь, Ирине Сашку привезу...»
Роды закончились трагически: мама и ребёнок не выжили. Константин Михайлович остался один с шестью детьми. Понимал, что найти любящую жену и заботливую мать для дочерей ему будет непросто. Старшую сестру погибшей жены, Антониду, переехать в дом к сиротам уговаривали долго. Женщина не соглашалась: перед людьми неудобно, ведь Костя ей зять. Но всё же решилась. На тот момент самой маленькой девочке исполнилось два годика, самой старшей было 13 лет.
Антонида уже давно жила одна. В молодости дважды выходила замуж. Первый муж не вернулся с фронта. Второй муж уехал на Урал на заработки, за женой он потом вернулся, хотел забрать с собой, но Антонида от переезда отказалась: не смогла оставить в деревне больную престарелую маму с маленькой младшей сестрой.
Родственники рассказывают, что после смерти Раисы девочки всё время плакали, забившись в угол за печку. Второй дочке Поповых, Любе, тогда было всего одиннадцать.
– До той трагедии жили мы дружно и весело. Родители нас сильно любили и баловали, – сейчас вспоминает Любовь Константиновна. – Мама даст отцу деньги, он в магазине накупит на все сладостей, мог целое ведро слив принести, арбузов. Ничего для нас не жалели... В ту ночь я видела, как маму увозили в больницу, потом ночевать уходила к тёте Тосе, так мы звали Антониду Степановну. Все мамины сёстры за нас переживали, помогали. В школу ходили из Одина в Евсино. На перемене мне одна девочка сказала: Люба, у тебя мама умерла. Мы с сёстрами побежали домой все в слезах. Я кинулась к тёте Тосе, обнявшись, мы плакали. Когда маму похоронили, мы не знали, как жить дальше. Папка пытался возместить потерю мамы неумело, предлагал нам деньги, чтобы мы купили себе что-нибудь. Вначале нас хотели разобрать по своим семьям мамины сёстры. Но к нам переехала тётя Тося, и мы скоро стали называть её мамой. Она выполняла с нами домашние задания, каждое воскресенье мы устраивали стряпню. Как муравьи, около неё вертелись. Иринка, самая младшая, бывало, залезет на колени, та её гладит, гладит по голове... Сейчас мама болеет, и мне кажется, что дороже её у меня никого нет.
Константину Михайловичу 85 лет, Антониде Степановне – за девяносто. Их дети уверены, долгие годы жизни даны их маме за то, что не бросила, подняла сирот. Всю жизнь они восхищаются: сколько любви, сил и терпения в этой женщине.
– На шестерых кто пойдёт, кому нужны чужие дети... – задумчиво говорит Константин Михайлович. – Мы с Антонидой прожили 46 лет. Вот и думайте, любили ли мы друг друга?
Дети Поповых давно разъехались из родного дома. Но у родителей бывают часто. Дружной гурьбой заготавливали сено, когда вели подсобное хозяйство. Помогают выращивать картофель. Константин Михайлович, несмотря на возраст, до сих пор сам колет дрова, содержит в порядке ограду дома. Летом ходит в лес по ягоды и грибы, ждёт в гости дочерей, чтобы отправить в город гостинцы. За уже слабой Антонидой Степановной дочери ухаживать стараются по очереди. Часто приезжает в гости её младшая сестра Надежда, которой тоже уже за восемьдесят. Так повелось в их семье: никогда никого не бросать, какие бы испытания ни готовила жизнь.
Фото из личного архива