Двадцатого ноября состоялось областное родительское собрание. Его по видеосвязи провёл директор регионального департамента образования и науки Алексей Райдер. Говорили о введении в основной школе новых стандартов. По ним обучаются все пятиклассники с этого учебного года. Пока ребятишки учились в начальных классах, родители уже успели познакомиться с современной моделью урока и формами внеурочной деятельности.
Как иронично заметил директор департамента, почему-то многих родителей застало врасплох внедрение второго иностранного языка для пятиклассников. Хотя об этом было известно ещё четыре года назад, когда официально утвердили новые стандарты. Родители объясняют свои переживания возросшей нагрузкой на детей. Алексей Райдер уверяет, что основная цель изучения второго иностранного языка – развитие кругозора и интеллектуальная тренировка учащихся. На этих уроках даже можно не выставлять оценки, школы сами принимают решения.
– Не нужно порождать мифов, детям не так сложен новый предмет, как кажется взрослым, – говорил Алексей Владимирович. – Задача стандарта – продемонстрировать схожесть семантики языков романо-германской группы. В большинстве школ выбрали немецкий язык. Это параллельное изучение большого пласта истории России, связанного с правлением династии Романовых. В нашем словарном обиходе много слов немецкого происхождения.
Директор Голышмановской школы № 4 Инна Ефимова много лет преподаёт иностранный язык. В этом году ведёт немецкий в пятом классе по два часа в неделю. По её словам, дети с интересом изучают новый предмет.
– Программа построена на сравнении трёх языков: русского, английского и немецкого, по этому принципу и учебник свёрстан, – поясняет Инна Ригоевна. – Например, учим тему «Школьные принадлежности», слова анализируем и ищем в них схожесть, так они и запоминаются легче. На уроках применяю больше игровых моментов, гораздо меньше, чем в старших классах, находимся за партами. Ребятишки быстрее учатся читать по-немецки, правила чтения не такие сложные, как в английском языке. А когда у ребёнка что-то получается успешно, повышается мотивация к учёбе. У нас в школе родители не высказывали претензий по поводу введения второго иностранного языка.
На областном родительском собрании шла речь о государственной итоговой аттестации и региональной оценке качества образования в 2016 году. Алексей Райдер сообщил родителям, что изменений в проведении процедуры ЕГЭ в 11 классе не планируется. По-прежнему будут действовать привычные для детей пропускной режим и система видеонаблюдения. Баллы необходимого минимального порога для получения аттестатов в школах останутся неизменными. Второго декабря одиннадцатиклассники уже пройдут первое испытание – итоговое сочинение. Оно является допуском к экзаменам. Заранее объявлены общие темы: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь» и «Год литературы». Сочинение оценивается по пяти критериям, за соответствие двум из них уже ставится зачёт. Рекомендуемое количество слов – 350. На всю работу отводится 3 часа 55 минут. Разрешается пользоваться орфографическим словарём. Предусмотрены дополнительные дни для написания сочинения – третье февраля и четвёртое мая. Подробнее о требованиях к написанию сочинения и другую интересующую информацию по ЕГЭ можно найти на сайте ege.edu.ru. Одиннадцатиклассникам нужно подать заявление с перечнем предметов по выбору до первого февраля.
– Часто родители выступали против технологии «угадайка» в ЕГЭ, постепенно Рособрнадзор исключает тестовую часть А из контрольно-измерительных материалов, – отметил Алексей Райдер. – В прошлом году её уже не было в заданиях по литературе, математике и русскому языку, нынче не будет заданий с выбором ответов по истории, обществознанию, информатике и географии. Это позволит более точно и качественно оценивать знания выпускников. Для подготовки к экзаменам созданы необходимые условия. В открытом доступе в сети Интернет есть прошлогодние репетиционные КИМы и пробники 2016 года. Пожалуйста, заходите и решайте, не нужно придумывать платных консультаций, всё можно отработать в рамках школы. Контрольные срезы знаний на уроках дети выполняют на сайтах «Учи.ру» и «Грамотей.ру», формируют навык давать ответы на вопросы прямо в компьютере. Отметки за это в журнал не выставляются. На такие тренировки перешли не случайно, в перспективе итоговая аттестация будет организовываться в компьютерном формате.
Девятиклассники с предметами по выбору должны определиться до первого марта. Алексей Райдер посетовал, что учащиеся среднего звена менее серьёзно относятся к учёбе.
– Из начальной школы в основную приходят замечательные дети, а по пути до девятого класса успевают растерять свои знания, судя по результатам экзаменов, – подчеркнул Алексей Владимирович. – Что самое интересное, дети вместе с родителями пребывают в полной уверенности, как у них всё здорово. Зачем это внушать ребятишкам, если на самом деле есть проблемы? Нельзя их просто «натаскивать» на сдачу ЕГЭ, так не пойдёт. Девятиклассники должны уметь показывать полученные знания, для этого нужно учиться усерднее. Решебники и контрольные материалы для девятых классов тоже уже есть в сети Интернет.
На собрании присутствовали активные родители, среди них – Эльвира Осиюк. Она воспитывает двух дочерей.
– Старшая Катя учится в девятом классе, каждый день готовится к экзаменам. Выполняет задания в Интернете, дополнительно занимается с репетитором. Сюда я пришла специально послушать об экзаменах, большая часть информации известна, нас постоянно знакомят с новшествами на школьных собраниях. К переменам в образовании отношусь положительно, живём в другое время, значит детей надо обучать иначе.
На повестке областного родительского собрания был вопрос о реорганизации сети образовательных учреждений региона. Сейчас идёт их укрупнение. Например, в нашем районе после объединения останется всего пять юридических лиц: четыре школы и один детсад. В каждом будет насчитываться около тысячи ребятишек.
– Реорганизация проводится не ради экономии, финансирование школ и детских садов не сократится, – заверил Алексей Райдер на собрании. – Главная цель реформы – расширить доступность материальной базы и дополнительного образования для детей, чтобы улучшить качество обучения. Появится возможность использовать более сильный кадровый потенциал для тех школ, в которых его сегодня нет. За счёт уменьшения административно-управленческого аппарата укомплектуем педагогические коллективы социальными работниками, психологами, педагогами дополнительного образования. Родителям не стоит волноваться: при слиянии школ учебные программы не изменятся, дети продолжат обучение в своих классах, для педагогического коллектива нагрузка останется прежней.
Областные родительские собрания в регионе проходят традиционно. Это открытые площадки для обсуждения актуальных вопросов отрасли. По отзывам родителей голышмановских школьников, прошедшее собрание было содержательным и полезным.