Медиакарта
19:01 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Зачем изобретать колесо, если есть франчайзинг?

10:14 | 08 октября 2010
Источник:

Есть мнение, что он может стать основным фактором успешного развития регионального потребительского рынка

Людмила ГУРЕУ

Франчайзинг активно используют, как известно, США, Китай, Япония, Бразилия, добавляя тем самым своей экономике немало плюсов. В данном вопросе Россия не поспевает за этими странами, хотя одной ногой уже стоит в ВТО. Судя по реакции участников конференции, посвященной франчайзингу, почти половина из них не знает, что означает это звучное иностранное слово.

В переводе с французского franchir – «освобождать». В жизни франчайзинг – это коммерческая концессия, франшиза – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) право на определенный вид бизнеса. Конкретно: выдает лицензию или предоставляет в пользование свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. При этом продолжает исследовать, развивать свой бизнес, тратить деньги на его продвижение на рынке, поддерживать хорошую репутацию и узнаваемый имидж (бренд).

Франчайзи обязуется продавать эту продукцию или услуги по заранее определенным правилам, установленным франчайзером. Плюс получает возможность обучения и помощь при создании бизнеса (но затраты на его организацию несёт сам), выплачивая первоначальный взнос, а затем сервисную плату (роялти) за использование имени компании, её доброй репутации, продуктов и услуг, маркетинговых технологий, экспертиз и механизмов поддержки. По мнению аналитиков, успешно вести свой бизнес, используя схему «франчайзинг – франчайзи», может даже предприниматель, не имеющий опыта, знаний или обучения в данной области. Правда, за пользование брендом придётся дорого заплатить. Известный тюменский франчайзи, генеральный директор ООО «Партнёр-Маркет» Мария Сутормина, которая много лет по договору коммерческой концессии использует в Тюмени бренд «Мосмарта», призналась:

– В открытие магазина нужно вложить четыре-пять миллионов рублей, а окупится проект только через два-три года. Презентовав в ноябре 2006 года торговый центр «Зелёный берег» (это 12 тысяч кв. м площади, свыше пятидесяти тысяч наименований товаров и 350 человек персонала), мы целый год работали в убыток. Но сегодня достаточно самостоятельны – создана профессиональная команда, имеем миллиардные обороты. До конца 2013 года планируем открыть по Тюменской области двенадцать новых гипермаркетов, в том числе в Тобольске. Эту технологию перенесли на проект «Магазин у дома» – бренд «Браво», с низким и средним ценовым имиджем – для массового покупателя, в районах плотной жилой застройки. Готовы делиться своими технологиями с другими предпринимателями.

Есть и иные примеры успешного франчайзинга в Тюменской области – «Мебельвилль», «Красный Октябрь». Но этого недостаточно, подчеркнул заместитель губернатора Сергей Дегтярь, под председательством которого проходила конференция. Знакомя аудиторию с «новыми подходами в развитии потребительского рынка на юге области», он сказал: – Современный механизм франчайзинга способствует развитию малого и среднего предпринимательства, в короткие сроки помогает построить в этом секторе успешный бизнес. Тем более в условиях нашего оптимального для инвестирования рынка.

И подтвердил это цифрами. За девять месяцев в Тюменской области продано товаров на 133 млрд рублей, на душу населения товаров и услуг приходится на сто тысяч рублей. По этому показателю область занимает четвертое место в УФО и входит в десятку наиболее развитых субъектов РФ. За последние десять лет обеспечение населения торговыми площадями увеличилась в 1,7 раза и составляет сегодня 1,5 млн «квадратов» (729 – на тысячу жителей, что соответствует среднеевропейскому показателю и является самым высоким по Уральскому округу – 1100 кв. м).

По мнению чиновника, развитию франчайзинга в торговле способствует активное строительство торговых центров в Тюменской области. Наиболее энергичен он в розничной торговле и сфере общепита, хотя и здесь есть незаполненные ниши. Шестьдесят процентов франчайзинг-проектов приходится на одежду и обувь, популярны франшизы на подарки, косметику, электробытовые приборы.

– А вот сфера услуг требует вложений. Мелким и средним предпринимателям следует обратить на неё внимание, – отметил Сергей Дегтярь.

Поддержка бизнесу будет, пообещал гость конференции, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. В Тюменской области она уже есть. Директор областного департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Вадим Шумков публично об этом рассказывал не раз. И на конференции ознакомил представителей потребительского рынка с десятком форм государственной поддержки. Это гранты (до трехсот тысяч рублей) на компенсацию расходов по получению лицензий, аренде площадей, маркетинговым исследованиям, рекламе товаров и услуг, созданию сайтов, приобретению оборудования и стройматериалов и даже франшизы. Компенсирует область часть процентов по кредитам (на модернизацию производства и для пополнения оборотных средств) и лизинговым договорам. Выдаются субсидии на программы энергосбережения (установка узлов учёта и замена теплового оборудования). Поможет область уменьшить затраты предпринимателей на участие в выставках и ярмарках, на получение сертификатов, связанных с экспертизой продукции, на обучение как самих бизнесменов, так и их сотрудников. Окажут предпринимателям поддержку через гарантийный фонд и областной бизнес-инкубатор. А скоро в Тюмени будет создан фонд микрофинансирования малого и среднего бизнеса, где предприниматели могут взять небольшой заём с целью пополнения оборотных средств – до одного миллиона рублей.

Я обратила внимание: когда господин Шумков рассказывал всё это, многие вооружились ручками и делали пометки в своих блокнотах. Если даже тюменские предприниматели и не созрели для «общения» с франчайзингом, то думают о развитии своего бизнеса. И готовы использовать любую предоставленную возможность.