Медиакарта
18:18 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

О школьных реформах – разговор напрямую

15:16 | 26 ноября 2015
Источник: Знамя правды

В пятницу, 20 ноября, департамент образования и науки Тюменской области провёл масштабное родительское собрание в режиме видео-конференц-связи.

Участие в нём приняли все районы, на два часа превратившись в региональные студии для того, чтобы буквально из первых уст узнать самую важную информацию об изменениях, происходящих в наших школах, а также обсудить совместно с директором департамента Алексеем Райдером актуальные вопросы отрасли. «Цель собрания одна – довести до родителей максимально открытым способом всю информацию, касающуюся обучения их детей», – сказал Алексей Владимирович, открывая виртуальное собрание.

У нас в студии, расположившейся в конференц-зале Упоровской СОШ, свободных мест не было – пришли больше 40 человек, в их числе директора школ, педагоги, сотрудники районного комитета по образованию и, конечно, родители.

Обсуждали три основных темы: проведение ЕГЭ в 2016 году, введение новых образовательных стандартов в основной школе и реорганизацию учебных заведений.

Многие родители только краем уха слышали о новых ФГОС, но вникнуть в суть не пытались. Стандартами нового поколения назвал их Райдер. На них уже полностью перешла начальная школа, а в ближайшем будущем начнётся переход средней ступени образования. Смысл в том, что в средней школе наши дети будут не даты и факты зубрить, а учиться анализировать, применять полученную информацию, уметь ориентироваться в ней, вычленять из неё самое важное и основное. Ведь все мы живём в мобильный век информации и технологий, когда ежеминутный поток всевозможных сведений настолько мощный, что удержать его в голове, а тем более запомнить – невозможно ни взрослому, ни ребёнку.

Уже сейчас в школах обязателен для изучения второй иностранный язык с пятого класса. Новшество застало врасплох многие школы, даже несмотря на то, что новые стандарты были приняты 4 года назад. Также вызвало оно немало недовольств и недоумений со стороны родителей. Как объяснил Райдер, второй иностранный пока не требуется изучать также тщательно, как первый. Он нужен скорее для общего развития, для удовлетворения естественной в этом возрасте детской любознательности, а также для вспомогательного изучения других предметов.

Ещё одним аспектом внедрения новых ФГОС станет изменение классно-урочной системы обучения. Произойдёт уход от кабинетной системы – из класса в класс будут переходить не школьники, а педагоги. Это позволит оборудовать и настроить индивидуально под каждого ребёнка и школьную мебель, и освещение, и зоны отдыха.

Также будут реализованы бесплатные формы дополнительной внутренней деятельности – предметные кружки, спортивные секции, творческие студии, факультативы, которые должны будут в игровой, свободной, творческой  форме догружать и доращивать учеников в рамках школьной программы.  

Второй блок собрания был посвящён проведению в 2016 году ЕГЭ и ОГЭ.

Алексей Райдер сообщил: «Организационных и технических изменений в этом году не будет!». Однако есть моменты, на которые следует обратить внимание и педагогам, и родителям. Например, уже сейчас необходимо точно решить, куда будет поступать выпускник, и, исходя из этого, определиться со списком экзаменов. Все примерные задания выложены на сайтах, известных и детям, и взрослым. Пробовать свои силы, решая тесты, лучше уже сейчас. Руководитель департамента также призвал не нагнетать обстановку вокруг пропускного режима и онлайн камер видеонаблюдения на экзаменах, так как напряжёнными они были поначалу, а сейчас к ним привыкли и воспринимают как должное и учителя, и ребята. Последние и вовсе относятся к видеонаблюдению гораздо проще и проводят много времени общаясь по скайпу, да и в школах видеокамеры – не редкость. Кроме того, сам формат ЕГЭ перестал быть «бабой Ягой» – даже первоклассники знают, что это такое и что в будущем им предстоит такой экзамен. 

Особенно громко звучат недоумения родителей на тему введения ЕГЭ в начальной школе. Директор департамента образования и науки заверил: «Это просто проверка знаний, без выставления оценок в журнал, без последующего рейтингования детей и школ. Итоги проверки не влияют на оценки». 

Сейчас в регионе идёт процесс реорганизации школ. Объединяя школьные учреждения, власти хотят мобилизировать доходы и расходы и повысить качество образования. Родители выступают против этого, боясь, что при слиянии двух-трёх разных школ изменятся учебные программы (например, математическое направление превратится в гуманитарное или этношкола утратит свой статус), что пострадает материальная база или ухудшатся условия обучения. «Ничего этого не будет, – уверяет Алексей Райдер, – дети и педагоги останутся на своих местах в привычных условиях. Реорганизация образования в нашем регионе началась ещё в 2002 году, и тогда действительно мы работали над укрупнением школ, уходили от кулуарной практики преподавания, когда в небольших сельских классах сидели разновозрастные дети и в рамках одного урока учитель преподавал несколько программ для разных классов. Тогда действительно школы закрывались, а детей перемещали в более современные условия. Когда этот болезненный процесс начался во всей стране, мы его уже пережили. Затем был непростой этап автономизации школ. Да и реорганизация началась не вчера – по области масса примеров присоединения одной школы к другой». Цель – перераспределить финансы. При сокращении школьной администрации и бухгалтерии, высвободившиеся зарплаты можно будет тратить на оплату ставки, например, социальных педагогов или психологов, которые сейчас часто в «дефиците».

Реорганизация призвана «укрупнить» сферу деятельности директоров объединённых школ. Ведь часто бывает, что в крупной школе один руководитель или бухгалтер успешно справляется с полуторатысячной школьной «армией» детей и педагогов, а в небольшой сельской при таком же раскладе нагрузка во многие разы меньше. 

«Областные родительские собрания в регионе проходят один раз в квартал. Мероприятие является открытой площадкой для обсуждения актуальных вопросов отрасли, способствует продуктивному взаимодействию всех участников образовательного процесса», – говорят в областном департаменте образования и науки. О том, когда состоится новое общение подобного масштаба – узнавайте в своих учебных заведениях. Представители департамента подчёркивают, что ждут и приглашают к прямому общению всех без исключения родителей. 

Автор: Татьяна АНЦИПРОВА.