На окраине Ишима, на тихой улице Приозёрной, находится школа-интернат для глухих и слабослышащих детей, представляющая собой целый комплекс: детский сад, школу и интернат. 1 декабря 2015 года учебному заведению исполнится 95 лет со дня образования. О том, чем живёт школа, о людях, которые посвятили жизнь её становлению и воспитанию детей, рассказывают сотрудники учреждения.
Главное в школе – её душа
Есть в жизни нашей школы прекрасная традиция – отмечать юбилеи. Юбилеи бывают разные – маленькие и большие, радостные и грустные. Но это всегда итог – итог прожитого отрезка времени. И 95-летие нашей школы для многих поколений выпускников, ветеранов педагогического труда и нынешних учителей – это прекрасный повод для воспоминаний о прошлом, для размышлений о настоящем и будущем.
В интернате обучаются и воспитываются дети из разных уголков Тюменской области. С виду это совершенно обычные дети, без каких-либо видимых физических недостатков. Но им сложно адаптироваться к нашему миру из-за нарушений слуха. Стоит ли говорить, насколько возрастают сложность работы и ответственность за её результаты. Перед коллективом стоят более сложные задачи, чем перед педагогами массовых школ. Чем привлечь их, лишённых возможности слышать звуки окружающего мира? Как найти со всеми вместе и с каждым в отдельности общий язык? Как приобщить ребёнка к миру слышащих?
Остались в нашей памяти люди, которые создавали историю школы. С 1920-го по 1937-й директором учреждения был Д.И. Яковлев. На его плечах лежало оснащение и оборудование школы-интерната. Его сменил Э.А. Адрианопольский, много внимания он уделял хозяйственным проблемам. В 1970 году школу возглавил В.Е. Жбанков. Он был участником Великой Отечественной войны, с орденами и медалями – отношение к нему учеников и коллектива было пропитано гордостью за то, что он причастен к победе. Затем на посту директора школы работала строгая и справедливая А.Ф. Попова. С 1976 по 2006 год директором школы-интерната была Шорохова В.Ф. При ней был поднят на должный уровень вопрос профессионально-трудового и коррекционного обучения. Она сплотила и выпестовала дружный педагогический коллектив учителей и воспитателей, большая часть которых работает до сих пор. С 2006 по 2008 год руководила школой С.А. Ваземиллер. За короткий промежуток времени она благодаря коммуникабельности смогла расположить к себе детей и коллектив. В 2008–2009 годах школу возглавлял ответственный и принципиальный Б.Г. Долженко. С 2010 года и по сей день директором является Калугина Галина Александровна, строгая, энергичная, исполнительная.
Листая страницы школьных альбомов, рассматривая старые фотографии, мы видим молодые лица прежних учителей. Годы летят, стареют наши труженики. Один за другим уходят на пенсию, чтобы наконец дать отдых беспокойному сердцу. Без помощи уважаемых ветеранов школьная семья не была бы такой дружной. Они всегда в курсе всех наших дел и событий, они вместе с нами радуются успехам и переживают неудачи.
Много сил и здоровья отдали учебному заведению Первухина В.Ф.,
Пиндюрина Т.И., Савосина Л.И., Фуртаева Н.И., Яркова Н.Ф., Яковлева Л.Е., Шутова М.И., Шлыкова л.Н., Черемных Н.К., Фадеева И.В., Трошина Л.А., Тенюнина Л.А., Снежницкая Т.И., Криволапова А.А., Елисеева И.В., Десятова Н.И., Бычихина Т.Д., Буторина Е.В., Белова А.И., Шишенко В.В., Аугуль Л.И., Лемешева Н.Г., Лемешкина Г.Д., Олькова О.Г., Павлова Н.Е., Пахотина Е.А., Позолотина Р.А., Рубцова Л.М., Тарасова Р.Ф., Рыженко Н.И., Скрипина Н.В., Навроцкая В.А., Белова В.А., Крашакова В.А., Еремина В.А.
За годы существования школы сложилось несколько педагогических династий, среди них Буторина Е.В.–Михеева С.Н., Шумская Е.Н., Чикирева В.Г.–Боброва С.С., Позолотина Р.А.–Снегирева М.В., Свиридова З.А.–Криушина М.В., Мосина Е.В.–Мосин А.А.
В нашей школе нет случайных людей, здесь могут работать только те, кто действительно любит и понимает детей. Педагоги видят смысл своей жизни в том, чтобы выпускники были человечны, чтобы смогли развить свои таланты, смогли найти себя и общаться на равных в слышащем мире.
Сейчас много говорится об инклюзивном образовании, когда вместе учатся и обычные дети, и дети с ограниченными возможностями при сохранном интеллекте. С 2009 года при школе обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи. Ребята получают квалифицированную помощь специалистов. Период реабилитации составляет от года до четырёх лет. Затем дети продолжают обучение в массовой школе. Мы отмечаем стабильность качества знаний, улучшение качества устной речи учащихся. Педагоги школы совместно с обучающимися участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. Галерея заслуженных учащимися наград – это результат работы всего педагогического коллектива. Наши специалисты обладают отточенностью приёмов педагогического воздействия при решении самых разнообразных практических задач, повышают педагогическое мастерство на курсах при Московском институте дефектологии и коррекционной педагогики, сотрудничают и поддерживают связь с Екатеринбургским центром психолого-медико-социального сопровождения «Эхо».
Самое главное в школе – её душа. Дух, который формируется коллективом учителей, воспитателей, учеников, родителей. Школьные стены будут неутомимо отсчитывать время, а школа всё равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполняются новыми детскими голосами. У школьного духа нет возраста. Ему всегда десять или одиннадцать лет – ровно столько, сколько от первого до последнего школьного звонка проходят свой путь ученики.
1 декабря учащиеся, работники школы отметят юбилей. Для всех это мероприятие станет праздником любви, дружбы и понимания. Ведь так важно научиться понимать другого, когда ты не можешь слышать. И замечательно, что в нашем городе есть такое место, где этому пониманию учат.
Лилия Цуканова,
учитель-дефектолог
высшей категории,
почётный работник общего образования, ветеран труда.
Успешное выполнение задач
На протяжении десятилетий Ишимская школа-интернат успешно работает над созданием благоприятных условий для реабилитации, социализации и интеграции детей-инвалидов по слуху. Сегодня в школе обучаются 120 ребят, работают 26 учителей, 22 воспитателя, 21 технический работник, 12 человек учебно-вспомогательного персонала.
Основные задачи – социальная адаптация и реабилитация неслышащих детей – решаются по нескольким направлениям: коррекционная работа, учебно-методическая, психологическая, воспитательная, лечебно-профилактическая и профориентационная. Воспитание детей строится на том, что они будут востребованы в обществе при условии овладения определёнными знаниями, умениями, навыками и нормами поведения. И учителя, и воспитатели добиваются, чтобы большинство выпускников продолжили своё образование по выбранным специальностям, успешно трудоустроились. География мест, где молодёжь продолжает обучение в специальных (коррекционных) институтах, техникумах, колледжах, обширна: Челябинск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Омск, Курган, Пермь, Тюмень.
– В практической работе с неслышащими детьми много нюансов, не известных педагогам общеобразовательных школ. Нашим учителям и воспитателям часто приходится выбираться из тупиковых ситуаций, менять намеченные планы на ходу – во время урока или занятия. Но работа с неслышащими детьми и интересна своей неординарностью, непредсказуемостью и сугубой индивидуальностью подхода к каждому ребёнку. В коллективе достаточно много педагогов-асов с большим стажем работы, все они живут по принципу: «В жизни всё надо делать так, как будто ты делаешь это в последний раз». Это и приводит к успеху. Главное, чтобы глаза ребёнка светились радостью, – уверена директор учебного заведения Галина Александровна Калугина.
В год 95-летия Ишимская школа-интернат на Всероссийском образовательном форуме «Проблемы и перспективы современного образования в России» отмечена дипломом и медалью лауреата Всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение – 2015». Такая победа – подтверждение того, что учебным заведением взята высокая планка. И сдавать свои позиции в работе дружный и большой коллектив не собирается.
Елена ТУПИЦЫНА,
воспитатель.
Условия для развития
...Сколько событий произошло в нашей школе-интернате, сколько людей и судеб связала она за 95 лет своего существования! Много за эти годы изменилось коренным образом. Сегодня для проживания и удобства детей в интернате созданы все условия, при их обучении используются новейшие достижения коррекционной педагогики, кабинеты оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой. В школе работает творческий коллектив учителей и воспитателей, среди которых заслуженный учитель РФ, пять отличников народного просвещения, пять почётных работников общего просвещения, четыре педагога отмечены почётными грамотами Министерства образования и науки РФ.
Работа педагогов-предметников и учителей-дефектологов направлена на всестороннее развитие учащихся, особенно на качество устной и письменной речи. Хорошая материально-техническая база школы-интерната в немалой степени способствуют повышению эффективности образовательного процесса. Нашим учащимся жизненно необходимо свободно считать, читать и понимать не только художественно-публицистическую, но и научную литературу, чтобы в будущем свободно общаться с коллегами и работодателями. Этому способствуют и олимпиады, конкурсы, внешкольные мероприятия.
У школы славное прошлое, но и будущее открывается для неё в своих ярких, светлых красках. Подрастает новое поколение звёзд и звёздочек – золотых росточков, которые уже достигли определённых высот и прославляют нашу школу не только на региональном, но и на всероссийском уровнях.
Дополнительное образование создаёт для детей с нарушениями слуха ситуацию успеха. Кружки, спортивные секции помогают учащимся раскрыть свои таланты, расширяют кругозор. И мы все вместе радуемся их успехам. Музыкальная студия жестового пения под руководством Сусловой Н.В. и при участии хореографа студии Таланцевой С.Н. получила сертификаты номинантов российских и международных конкурсов в Москве, Волгограде. Больших спортивных побед добиваются учащиеся школы под руководством учителя физкультуры Катковой О.В. Её воспитанники являются призёрами российских и региональных спартакиад по лёгкой атлетике и лыжным гонкам. Под руководством талантливого учителя изобразительного искусства Вдовиной Т.А. в кружке «Городок мастеров» дети осваивают разнообразные изобразительные техники. Ребята принимают участие в городских, областных и всероссийских выставках и конкурсах, становятся призёрами и победителями в разных номинациях. Интересны работы учащихся из кружка «Цветной лоскуток», руководит которым Горбань Т.С. Изделия юных мастериц поражают гостей и получают высокую оценку на городских и областных выставках детского творчества.
Педагоги школы стараются следить за тем, как складываются судьбы выпускников. Мы гордимся их успехами, очень переживаем из-за неудач и стараемся помогать.
Думается, что учащиеся получают в нашей школе не только знания, но и нечто большее, что нельзя измерить. Более высокий уровень культуры, самоуважение, стремление к самосовершенствованию.
Что впереди? Впереди новые открытия и обыкновенная маленькая – нет, великая школьная жизнь…
Поздравляю родную школу, её педагогический коллектив и ребят с юбилеем школы, желаю всем творческих успехов и неиссякаемой энергии.
Татьяна Гребенщикова,
учитель русского языка
и литературы
высшей категории.