Послание губернатора области В.В. Якушева
Тюменской областной думе «О положении области
и перспективах её развития»
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Это знали древние. Это знаем и мы. Десять лет я работаю губернатором Тюменской области. И ни разу за все это непростое, насыщенное время мы даже не задумывались о том, чтобы остановиться, успокоиться, зафиксировать достигнутое состояние регионального хозяйства и общества. Никогда наша политика не была политикой стагнации. Не будет она ей и сейчас.
Да, на наших глазах совершается очередной геополитический перелом. Да, и Россия в целом, и каждый её гражданин сталкиваются с новыми вызовами и рисками. Но мы знаем, как на них реагировать. Потому что наша политика все эти годы руководствовалась не инстинктом выживания. Нет, она представляла собой гибкую, постоянно уточняемую программу развития и роста. Все её стратегические цели остаются в силе, меняются только средства и сроки их достижения. Конечно, такое бурное время, как наше, требует особого мужества, особой ответственности. Но оно щедро наградит тех, кто устоит перед бурей.
Нами накоплен значительный «запас прочности», причём прочности динамической, благодаря которой областная экономика в целом продолжила расти и в 2015 г.
Мы ожидаем, что по итогам года индекс промышленного производства составит 112 %, а в обрабатывающих производствах – и все 115 %. Агропром должен дать 102 %, а по отдельным товарным группам прирост выпуска уже измеряется десятками процентов. С другой стороны, по понятным причинам сокращаются инвестиции, проседает строительство, падает торговый оборот.
Назовём вещи своими именами: мы вместе со всей страной вошли в мобилизационный сценарий, мобилизационный режим функционирования. Уверен, что смысл мобилизационного сценария для нас в том, чтобы мобилизовать не столько природные или материальные ресурсы, сколько ресурс интеллектуальный. Просто потому, что именно он даёт наибольшую отдачу – это доказано всем опытом тюменского, да и мирового развития.
Успехи есть, и значительные. Они отмечаются независимой внешней экспертизой: первое место в общем рейтинге субъектов Российской Федерации по развитию инвестиционной среды. Пятое место – по уровню социально-экономического развития. Восьмое – по инвестициям в основной капитал, причём в расчёте на душу населения и без учёта инвестиций бюджетных. Да мы и сами видим, как преображается наша область. Видим новые производства, причём не только промышленные гиганты, но и средние, и малые проекты, также генерирующие прибыль и создающие новые рабочие места. Видим, как крепнет инфраструктурный костяк региона, как прогрессирует социальная сфера, как преображаются облик и качество жизни наших территорий – и не только самого города Тюмени и Тюменского района, но и Тобольска, Ялуторовска, Заводоуковска.
Развиваемся мы отнюдь не в тепличной атмосфере. Да, глава государства, Правительство Российской Федерации, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе поддерживают наши усилия и инициативы. И мы благодарны им за такое внимание. Но мы никогда не требовали для себя и не получали каких-то исключительных условий и преференций. Мы играем по общим правилам и, как видно, играем совсем неплохо.
Одно уникальное преимущество у нас, конечно, есть. То, что сегодня происходит на Тюменской земле, – эхо грандиозного освоения сибирских пространств, великой энергии наших предшественников. Мы вдохновляемся этим наследием, мы обращаемся к нему. Но живём мы всё-таки сегодня, и нашу работу за нас никто не делает.
Внимательно проанализировав фундаментальные причины динамичного развития области, я пришёл к твёрдому убеждению: успехи достигаются там и тогда, где и когда люди, принимающие решения (причём на разных уровнях, от большого начальника до мастера или бригадира), что называется, включают голову. Там и тогда, где и когда люди выходят из привычной колеи и прокладывают новые пути. Вовремя сменить образ действий, увидеть ту новую возможность, которая всегда является оборотной стороной риска, придумать нечто новое (а иногда – возродить напрасно забытое старое) – вот общий рецепт тюменских побед.
Судите сами. Что такое Уватский проект, «Тобольск-Полимер», «Тобольск-Нефтехим», весь наш огромный сектор нефтегазосервиса, «Тюменьстальмост» и многие-многие другие успешные предприятия? Это же не только миллиарды рублей и бесчисленные тонны оборудования и даже не только многие тысячи рабочих мест. Каждое такое предприятие – концентрат живой, бьющейся творческой мысли, постоянно ищущей новые «окна возможностей». То же и в биохимии, и в фармацевтике – новых для нас и очень многообещающих направлениях. То же и в агропроме – кто быстро среагировал на мгновенно изменившуюся структуру и конъюнктуру продовольственного рынка (в первую очередь молочники и рыбники), тот уже начал получать немалые дивиденды, а в перспективе нарастит их многократно. То же и с тюменской медициной, имеющей все шансы превратиться в полноценную и высокоприбыльную отрасль областного хозяйства (разумеется, не в ущерб её социальной функции, а в дополнение к ней). То же и с муниципальными образованиями.
Верно и обратное. Есть у нас и неуспехи, и провалы, и «узкие места». Они, в свою очередь, возникают там и тогда, где и когда люди действуют по инерции. Надеются на что угодно – на регионального или федерального «дядю», на «кривую», которая якобы «вывезет», на то, что удастся тихо досидеть до пенсии… На что угодно надеются, только не на самих себя.
Почему есть рейтинговые показатели, мягко говоря, не дающие нам оснований трубить в фанфары? Возьмите Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России от Агентства стратегических инициатив, показывающий не только то, каким богатством – экономическим, социальным, человеческим – мы располагаем, но и то, как мы с ним управляемся. Там мы всего лишь на 15-м месте. Не в группе «Регионы-лидеры», а только в следующей – «Регионы с комфортными условиями для бизнеса». И хорошо видно, почему. Потому что высшую оценку получили только наши институты поддержки и защиты бизнеса, над которыми мы действительно много думали и которые тщательно выстраивали. Хуже обстоят дела с поддержкой малого предпринимательства, ещё хуже – с качеством и доступностью инфраструктуры и ресурсов, в том числе трудовых. И совсем плохо – с регуляторной средой, то есть с тем, что зависит только от нас, что не требует никаких финансовых вливаний и о чём только надо дать себе труд задуматься! Причём тянут вниз не все, а только отдельные разрешительные, регистрационные и прочие процедуры. О регистрации прав собственности на недвижимость подумали – попали в группу «Лучших российских практик». А о сроках подключения к электросетям забыли – вот они и составили 108 дней в среднем. А лучшие субъекты сократили эти сроки до 60!
От симптомов умственной заторможенности не свободны не только отдельные сотрудники органов исполнительной власти, на «фокусы» которых я хотя бы могу реагировать быстро, а иногда и радикально – как это было в недавней истории с музейными картинами. Мы ведь тут все в одной упряжке: и «регионалы», и «муниципалы», и бизнес. О чём думал, например, бывший глава Исетского района, точно знавший, что сулит ему последнее место в рейтинге муниципальных образований по работе с инвесторами? О чём думали голышмановские власти, недавно пытавшиеся убить бизнес предпринимателя – инвалида I группы? О чём думают те, в чью сферу ответственности входит вывод на рынок продукции личных подсобных хозяйств, – почему эти колоссальные объёмы до сих пор обращаются в замкнутом цикле «что вырастил – то съел, что не съел – то пропало»? О чём думают «акционерные прохиндеи», ищущие бюджетных субсидий только для того, чтобы тут же забрать свою долю, «выйти в кэш» и скрыться из региона, а то и из России? О чём думают те, кто всё ещё пытается колдовать с землями Тюменского муниципального района, используя передовую технологию «мёртвых душ», описанную ещё Николаем Васильевичем Гоголем?
А о чём же сегодня надо думать в первую очередь? В чём состоят наши ближайшие задачи и что мы можем мобилизовать, то есть, по смыслу слова, привести в движение для того, чтобы их решить?
Прежде чем их назвать, напомню о той жёсткой рамке, в которой все наши цели будут достигаться и в которой они достижимы. Она называется бюджет. Времена самоподдерживающегося финансового благополучия кончились. Россия в целом и Тюменская область в частности сошли с «нефтегазовой иглы». Мы ведь давно знали, что это неизбежно и даже необходимо для нужд подлинного, несимулятивного развития. И вот шок совершился. Только от нас зависит, окажется ли он целительным. Но сам факт шока должны осознать все: и распорядители бюджетных ресурсов, и претенденты на них. Те, кто по инерции продолжает рассчитывать на веерные, неизбирательные меры бюджетной поддержки, бездумно стучатся в закрытую дверь.
Сама бюджетная поддержка сохранится, а в некоторых отношениях и усилится. Однако отныне она будет только и исключительно селективной. Мы больше не можем себе позволить продлевать агонию нежизнеспособных рыночных субъектов и структур: даже их социальные функции, на которые они особенно любят ссылаться, могут быть с большей эффективностью исполнены другими способами. И будут исполнены в полном объёме, об этом власть позаботится. Но, как мне верно напомнили в ходе недавних Губернаторских чтений, «поддерживать надо тех, кто потеет». И прежде всего тех, кто напрягает мозги. Так и будет.
Кстати, к нежизнеспособным, недееспособным административным субъектам и структурам сказанное тоже относится в полной мере.
Самих же генеральных задач развития в нашей сегодняшней повестке дня три.
Первая. Мобилизация предпринимательской энергии и деловой активности всего тюменского сообщества. В следующем Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Тюмень обязана быть в группе лидеров.
Для этого требуется:
• прежде всего – завершить работу по внедрению во всех муниципальных образованиях единого муниципального стандарта инвестиционного климата. Ни на секунду не забывая, что этот стандарт представляет собой не набор формальных требований, а целостную совокупность конкретных практик, исполняемых в ежедневном режиме;
• далее – наладить тиражирование лучших практик работы с инвесторами в рамках межмуниципального взаимодействия. Сейчас такую помощь Ялуторовскому, Исетскому и Аромашевскому районам оказывает г. Ялуторовск. В течение 2016 г. система «инвестиционного патронажа» должна охватить все муниципалитеты. Также подлежит повсеместному внедрению апробированная в Тюменском районе практика подготовки инвестиционного паспорта территории, содержащего реестр всех площадок, пригодных для реализации инвестиционных проектов;
• необходимо привести в соответствие со здравым смыслом все регуляторные процедуры на областном и муниципальном уровнях. И речь не только о подключении к электросетям. В частности, считаю нужным полностью прекратить выдачу уполномоченными органами власти немотивированных отказов в каких бы то ни было согласованиях – например, в предоставлении земельных участков под размещение нестационарных объектов;
• в связи с этим следует усилить персональную ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений в отношении предпринимателей, в особенности систематическое.
• ещё прочнее привязать объём финансового вознаграждения главы муниципалитета (и не только главы, но и профильных сотрудников) к результатам их работы по созданию качественной бизнес-среды. Подсказываю: работа эта будет успешной тогда, когда совершится переход от статического, рутинного управления разобщёнными отраслями и отраслевыми целевыми программами к динамическому территориально-ресурсному развитию. На любой территории есть точки потенциального роста, иногда годами остающиеся в дремлющем состоянии. Их надо обнаруживать, пробуждать к жизни и капитализировать. Альтернатив такому подходу в нынешней ситуации нет;
• наконец, провести глубокий и жёсткий анализ эффективности государственного акционерного участия в бизнес-единицах. Да, есть ситуации, когда оно необходимо, когда иного способа сохранить важный, опорный экономический субъект не существует. Но эти ситуации должны рассматриваться как временные. Бизнесом должен заниматься бизнес, у государства другие задачи, другая миссия.
Конечно, мы ожидаем встречных шагов, встречной мобилизации и от тюменских деловых кругов. В процессе подготовки этого послания специально собирались и учитывались предложения предпринимателей – мы поступили так в первый раз, но не в последний. Рассчитываю, что бизнес пройдёт свою часть пути. Рассчитываю на вашу социальную ответственность, которая состоит совсем не в том, чтобы жертвовать своими прибылями, а в том, наоборот, чтобы наращивать их, не удовлетворяясь уже занятыми рыночными нишами, а ведя непрерывный поиск новых, в том числе на внешних рынках. Спектр действующих льгот и инструментов помощи будет сохранён, во всяком случае, настолько, насколько это зависит от региональных властей. Более того, этот спектр будет модернизироваться.
Вторая задача. Мобилизация конкурентного и инновационного потенциала Тюменской области. Этот потенциал у нас есть, и немалый. Сформированы базовые институты его поддержки – о них все знают, так что можно обойтись без долгого перечисления. Проблема именно в мобилизации потенциала, в том, что действующие институты необходимо встряхнуть и перенастроить. В рейтинге инновационной активности регионов мы на 11-м месте в стране, а по доле организаций, на деле применяющих технологические инновации, только на 28-м. Не правда ли, хорошо видно, где возникает затор?
Конечно, есть моменты, которые могут быть отрегулированы только на федеральном уровне, например, законодательство о закупках должно отдавать инновационной продукции приоритет на всех аукционах и конкурсах, проводимых государственными и муниципальными органами власти, корпорациями и предприятиями (разумеется, при прочих равных условиях). Просто потому, что бесполезно стимулировать предложение инноваций, не стимулируя спрос на них. И мы будем работать в этом направлении. Но есть вещи, которые можно сделать здесь и сейчас, собственными силами. Ведь инновационными могут быть не только продукты и услуги – инновационным может и должен быть образ действий. Вот несколько примеров, намеренно взятых из разных сфер, потому что нет такой сферы, где не был бы возможен и не был бы нужен «вертикальный прогресс».
Индустриальные парки. Сегодня мы создаём сразу несколько таких площадок, имея в виду, что это не только обязательный элемент инвестиционной среды, но и инструмент, позволяющий задать нужное направление её эволюции. Сейчас одна из компаний намерена разместить в Богандинском парке своё производство премиксов. Понятно, что она автоматически станет «якорным» резидентом, просто в силу своего флагманского статуса в глобальной пищевой промышленности. Значит, нужно сосредоточиться на привлечении туда же не абы каких, а именно близких по профилю, в идеале – смежных производств. Там может вырасти целый биохимический, биоинженерный кластер, который позволит нам встроиться в один из ключевых трендов современного технологического уклада. Амбициозно? Да. Реально? Да.
Импортозамещение. Всё то, что было очевидно, что лежало на поверхности и не требовало специального напряжения ума, сделано. Утверждена ведомственная программа, определены предприятия и мероприятия. Естественно, в фокусе внимания оказался нефтегазовый сервис, и это правильно. Однако есть такое чувство, что наш подход к делу импортозамещения порой описывается словами из старого мультфильма: «А давайте продадим что-нибудь ненужное!» Реальное импортозамещение происходит тогда, когда мы оперируем не складскими запасами, а действительно новыми технологиями. Не надо ждать, что отчаявшийся заказчик когда-нибудь сам приползёт: надо агрессивно искать и заполнять освободившиеся рыночные ниши, причём не ограничиваясь традиционной географией нашего сбыта и привычным контингентом потребителей. Возможно ведь, что эти ниши освободились временно, тем важнее занять их, пока не вернулись прежние бенефициары. Реально? Да.
Государственно-частное партнёрство. Сейчас по уровню развития этого института мы занимаем... 72-е место! Это ненормально и неприемлемо. Лишь недавно дело сдвинулось с мёртвой точки: одобряю и поддерживаю как само концессионное соглашение о строительстве четырёх мусороперерабатывающих заводов, так и – особенно – намерение сдвинуть сроки его реализации с 2018 на 2016 г. Но это лишь малая толика возможного. Давайте будем думать.
Строительный комплекс. Сейчас он переживает нелёгкие времена, и уже ясно, что прошлого не вернуть – ставка на вал, на втыкание тут и там неприглядных железобетонных коробок больше не сыграет. Но есть ведь новые возможности и технологии, лидерами рынка уже оттестированные. Есть навыки комплексного обустройства целых кварталов, облагораживания городской среды. Взгляните на компанию «Брусника» – ведь не случайно её бизнес бодро идёт и за пределами региона, не случайно именно она оказалась конкурентоспособна в национальном масштабе. Есть практика более глубокой предпродажной подготовки объектов: на месте наших строителей я бы уже давно принял в порядке саморегулирования решение о том, чтобы жильё экономкласса выводить на рынок только с первичной отделкой. Совершенно неосвоенный сегмент арендного или наёмного жилья.
Социальная сфера. Сколько здесь возможностей! Ограничусь только одним примером: тюменская медицина. Она уже почти готова к тому, чтобы превратиться в мощное конкурентное преимущество региона, в фактор его известности и привлекательности. Есть клиники, специалисты, оборудование мирового класса. Не хватает, по сути, одного – умения упаковать всё это в качественную, пользующуюся спросом услугу, будь то кардио- или нейрохирургия, перинатальный контур или радиология. Всё, что для этого нужно, – умелые специалисты. Менеджеры медицинских учреждений и процессов, медицинские маркетологи и финансисты, IT-медики и сетевые врачи, консультанты по здоровой старости и т.д. Либо их начнёт выпускать наш медицинский университет, либо их надо искать за пределами региона.
Вы видите: за что ни возьмись, всё упирается в интеллект. И потому третья задача: мобилизация интеллектуального и научного потенциала региона. Конечно, основной груз ответственности тут приходится на нашу образовательную систему. Только давайте отныне и впредь рассматривать её шире, чем было принято до сих пор. Образование уже давно стало нашим конкурентным преимуществом, и мы продолжаем его укреплять. Недавнее вхождение Тюменского государственного университета в национальный проект «5-100», объединение Нефтегазового и Архитектурно-строительного университетов в опорный вуз, созданные в кратчайшие сроки физико-математическая и политехническая школы, в целом завершённое реструктурирование среднего, особенно среднего специального образования – всё это прекрасно и правильно. Но теперь необходимо сделать следующий шаг. Необходимо в разы увеличить интеллектуальную отдачу образовательной системы, наладить каналы постоянной конвертации знаний и мысли в практические дела.
Огромный резерв такого рода я вижу в многочисленных корпоративных учебных и научных подразделениях, сосредоточенных в Тюмени. Сибирский учебный центр компании «Шлюмберже», через который за 8 лет прошли 22 тыс. специалистов, в том числе более 6 тыс. иностранцев. Только что открытый компанией «СИБУР» офис НИПИГАЗа, научные центры «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «НОВАТЭКа» и т.д. Мы ещё не до конца осознали всё значение того факта, что Тюмень на наших глазах превратилась в оживлённый перекрёсток глобальных потоков информации, компетенций и технологий. Их критическая масса уже набрана, теперь надо запустить цепную реакцию. Расширять сотрудничества между государственными и корпоративными интеллектуальными центрами.
Предлагаю и даже поручаю вузовскому сообществу задуматься о внедрении института «приглашённых профессоров», то есть звёзд мировой науки, которые приезжали бы к нам не с разовыми лекциями и мастер-классами, а с целыми интенсивными учебными модулями. Представьте предложения – поддержку со стороны правительства области, в том числе ресурсную, я гарантирую.
Вот что я называю мобилизацией. Предприимчивость, новаторство, интеллект всегда были свойственны тюменцам. Давайте же докажем, что мы их не растеряли. Давайте думать и действовать. Время нас не ждёт.