Мир стремительно меняется, и более половины сегодняшних школьников будут трудиться на рабочих местах, которых ещё нет, – областное родительское собрание началось с занимательного видеоролика о настоящем и будущем. Изложенная в нём информация и стала прологом собрания, которое посредством видеоконференцсвязи провёл руководитель департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.
В повестке было три вопроса: введение второго иностранного языка в основной школе, итоговая аттестация учеников и реорганизация сети образовательных учреждений. Как отметил Алексей Владимирович, каждый из вопросов актуален, но не всём до конца понятен – настало время обсудить их откровенно и по существу.
Второй язык – для развития кругозора
Мы все должны понимать, что темпы изменения жизни стремительно набирают обороты. Мир никогда не будет прежним – таким, в котором мы сейчас проживаем. Поэтому для родителей и учителей самое главное – ни для себя, ни для детей не выстраивать шаблонов, защищающих от чего-то нового в жизни. При этом, кроме знаний и умения их применять, ребёнка сегодня нужно научить из обширного объёма информации, который физически невозможно усвоить ни нам, взрослым, ни детям, уметь выбрать для себя главное. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) как в начальной, так в основной, а впоследствии и в средней школе ориентированы именно на такой подход к обучению. Так, согласно образовательному стандарту с 1 сентября 2015 года в российских школах введено обязательное изучение второго иностранного языка. У многих родителей возник вопрос: зачем?
– Изучение второго иностранного языка направлено на развитие памяти и интеллекта, расширение кругозора и возможностей коммуникации, развитие творческой личности. И делается всё это начиная с пятого класса по той причине, что дети именно в этом возрасте наиболее любознательны, – считает А. Райдер. – Они ещё профильно не ориентированы и не сконцентрированы на отдельных сферах знаний. Главное для них – чтобы было интересно. К тому же ФГОС не требует изучения второго иностранного языка как реальной кабинетной системы. Цель – развитие кругозора и тренировка интеллектуального развития ребёнка. Обязанность педагогов – проводить такие уроки интересно, увлекательно, нестандартно, насыщенно и неформально. Задача – продемонстрировать схожесть языков, показать разнообразие мира. Результатом изучения второго иностранного языка должны стать повышение уровня обученности и социализация, ориентированность ребёнка в окружающей жизни, развитие интереса и исследовательских навыков. Мы не вправе требовать от детей одинаково глубокого знания двух языков, этого не требуют и программы, это должны понимать родители. В соответствии с новыми стандартами средней школы, которые массово внедрятся к 2020 году, выпускники будут сдавать экзамен по иностранному языку, но только по тому, который изучается как основной предмет, наряду с русским и математикой.
Особое внимание школы должны уделять и внеурочной деятельности, уверен Алексей Райдер: «Мы по-родительски можем заниматься предпрофессиональным становлением нашего ребёнка: многие дети сегодня дополнительно занимаются в художественных и музыкальных школах, имеют серьёзные успехи в спорте и иностранном языке. Это выбор родителей. И очень хорошо, если ребёнок нашёл для себя призвание и реализует свои таланты в этом направлении. Но нужно учитывать и то, что каждая школа должна продолжать давать гарантированное всестороннее развитие и качественно организовывать внеурочную деятельность. Это под силу нашим педагогам. Реальными организаторами могут быть и учителя, тренеры, и даже родители и старшеклассники – есть у нас и такой опыт».
Привычные сочинения и ЕГЭ
Организационных и технологических изменений в процедуре проведения итоговой аттестации в 11 классах в 2016 году не произойдёт. Пропускной режим, система видеонаблюдения уже стали нормой для выпускников. Без изменений остаётся и необходимость написания итогового сочинения как факта допуска к итоговой аттестации. 2 декабря – основной день написания итогового сочинения. Как отметил А. Райдер, в 2015–2016 учебном году выбраны пять блоков тем: «Любовь», «Время», «Год литературы», «Дом» и «Путь». В результате успешно написавшие сочинение-изложение выпускники получат «зачёт» и будут допущены к ЕГЭ, а пропустившие день написания текста и получившие «незачёт» школьники вновь сядут за работу 3 февраля и 4 мая следующего года. «Условия несложные. Написать сочинение в количестве 230 слов связной литературной речью не представляется проблемой для выпускников, – уверен Алексей Владимирович. – В прошлом году многих это условие застало врасплох, тем не менее 96 % учащихся справились с поставленной задачей с первого раза. Нынешние дети уже год готовились к этому этапу».
Следующий шаг – подача заявлений на сдачу экзаменов по предметам. Они принимаются до 1 февраля. Решение надо принимать уже сейчас. Тем более что вузы все условия приёма и проходные баллы уже разместили на сайтах. Просто родителям надо совместно с ребёнком решить вопросы будущего поступления. Если не получается, призвать на помощь педагога.
Девятиклассникам предстоит сдать основные государственные экзамены. В 2016 году дети сдают четыре предмета: обязательные математика и русский (для получения аттестата) и два по выбору. Для школьников это важный этап: без успешной сдачи экзаменов нельзя претендовать на переход на среднюю ступень. С выбором предметов девятиклассникам необходимо определиться до 1 марта. Решебники и контрольные материалы как для 9, так и для 11 классов находятся на сайтах в открытом доступе, информацию о них можно найти на интернет-ресурсах школ.
Оптимизация образовательной системы
Реорганизация образовательных учреждений – одна из обсуждаемых тем. Но, как отметил руководитель департамента образования, в Тюменской области реорганизация проводится с 2002 года. Первый этап предусматривал уход от кулуарной практики преподавания одним педагогом нескольким детям из разных параллелей. Из мелких школ, где работал один учитель, детей перевели в крупные классные коллективы, в современные условия обучения и к более подготовленным педагогам. Результат – в 2005 году 62 % сельских школьников поступили в вузы. В традиционной системе обучения таких показателей не было. Второй этап реорганизации длился по 2010 год, он также предполагал укрупнение, но уже следующего уровня. Эти два этапа проходили с реальным перемещением детей в ходе оптимизации сети.
– Сегодня, когда проведена автоматизация бухгалтерской документации, школьной учётной документации, организовано централизованное школьное питание, существование школы не так зависит от отдельной личности директора и его отдельной команды, как прежде, – подчеркнул А. Райдер. – На нынешнем этапе реорганизации дети посещают привычные для них школы и объединяются только ресурсы этих школ. Это не эксперимент, это взвешенное осознанное управленческое решение, а профессионализма администраторов хватит на то, чтобы выполнить все поставленные задачи по повышению качества работы учреждений в дальнейшем.
– Мы не допустим изменения мест обучения и условий приёма детей и ликвидации специфики образовательного процесса в той или иной укрупняемой школе как в части углублённой, так и профильной программе обучения. Да это и невозможно сделать. Согласно свидетельствам об аккредитации, которые есть у школ, эти программы будут реализовываться в обязательном порядке, – заверил А. Райдер. – Но если ранее это касалось только одного образовательного учреждения, то теперь распространится на большее количество детей. Мы не допустим ухудшения режима обучения в школе, не будет и увеличения педагогической нагрузки на имеющихся педагогов. Теперь об экономии. Многие полагают, что реорганизация проводится ради экономии средств. У нас нормативный принцип финансирования школ. Количество учащихся при объединении школ останется прежним, а значит и средства в прежнем объёме будут направляться в школу. Лишая себя излишней административной обставленности в сотрудниках, мы получаем возможность пригласить на работу соцработника, психолога, педагогов дополнительного образования, которые в рамках ставки будут организовывать внеурочную занятость детей.
В заключение собрания директор департамента образования и науки Тюменской области напомнил родительской общественности региона о том, что согласно закону об образовании каждый родитель является участником образовательного процесса и вправе по всем интересующим вопросам обратиться к руководителю образовательного учреждения или сотрудникам департамента.
Татьяна ТИХОНОВА.
Фото автора.