ДОСЬЕ. Светлана ПАВЛОВА. Коренная тюменка, историк, краевед. В свое время была заведующей филиалом областного музея «Штаб-квартира В.К. Блюхера». Она - автор идей «Открытая Дума» и создания музея областного парламента и сама успешно воплощает в жизнь эти проекты.
Недавно к городским властям с совместным ходатайством об установке памятных знаков или малых архитектурных форм на месте разрушенных в Тюмени Благовещенского собора, Единоверческой церкви и часовни в честь 300-летия Дома Романовых обратились представители сразу двух тюменских благотворительных фондов «Духовность и здоровье» и «Золотое детство».
Они считают, что установка памятных знаков на ул. Республики позволит восстановить историческую справедливость, вернуть новому поколению традиционные историко-культурные ценности.
А инициатором этого обращения стало «живущее» в одной из популярных соцсетей общество «Тюмень: бренды и легенды». Со Светланой ПАВЛОВОЙ, известной музейщицей, историком и одним из инициаторов этого обращения, мы поговорили не только о том, как родилась эта идея, но и о причинах резко выросшего в последнее время интереса тюменцев к истории своего города.
Раньше такого не было
- Светлана Владимировна, как родилось общество, и кто в него входит?
- Возникло оно как-то само собой. Поначалу просто любители истории обсуждали в Сети старые легенды Тюмени - подземные ходы, тайны древних храмов. Они выкладывали много старых фотографий с просьбой к тем, кто знает, рассказать историю того или другого дома. Заинтересовались темой краеведы. И стали помогать нам. Постепенно и сложилось наше общество, в котором сейчас уже более тысячи человек, и не только тюменцев, но и жителей области. Оно стало своеобразной научно-исследовательской лабораторией.
- Интерес к истории Тюмени держится на этой тысячи краеведов и любознательных горожан, представителей в основном творческих профессий, или он массовый и не ограничивается виртуальным пространством?
- Конечно, массовый. Сейчас всплеск интереса к прошлому. Раньше такого не было. Огромное количество горожан ходят на экскурсии по старой Тюмени. Висят таблички, где наряду с существующими написаны и старые названия улиц, в городе появились указатели с наименованием исторических объектов.
Спасательный круг
- Это сверху идет, власти подогревают интерес к истории?
- Нет, это народный интерес, как раз тот случай, когда движение идет снизу. Это, по-моему, сегодня аналог национальной идеи. Не стало идеологии. Не стало заводов, крупных предприятий. Чем сегодня можно гордиться? А гордиться хочется, и, оказывается, есть чем. Люди стали старинные вещи собирать, антиквариат. И эти бренды Тюмени стали объединять людей самых разных профессий. Скажем, профессор медакадемии Татьяна Листопадская сняла фильм про улицу Первомайскую. Вроде бы простой рассказ - «здесь я жила, здесь жила моя подруга, здесь была швейная мастерская, здесь был магазин». Всегда думала, что я достаточно искушенный историк, но смотрела фильм так, как будто в первый раз вижу эту улицу. Одна из старейших тюменских архивистов Майя Смирнова недавно мне рассказывала о том, как в предвоенные годы отец нес ее на руках по улице Республики, и она сверху смотрела на конюшни и кузни. Почти перед каждым домом в Тюмени стояли станки для ковки лошадей. И поэтому улицы были Первая, Вторая и Третья Кузнечная. Это ушедшее мастерство.
Бытовые подробности - вот что украшает и обогащает историю. Культурное наследие - спасательный круг для общества, поэтому так важно его сохранить. И люди это понимают. Ушли мы, слава Богу, и от политизации истории. Она перестала быть служанкой политики. Мы уже можем, наконец-то, говорить, что это дом купца, а не дом, где состоялось первое собрание местной ячейки РСДРП. У нас именно так тогда памятники и выделялись и сохранялись. И от того, что мы вернулись сегодня к истокам, мне кажется, и возник этот массовый народный интерес.
- Время от времени возникает тема возвращения улицам первоначальных названий. Но вот недавно слышал, что и современный мост Влюбленных тоже предложили переименовать. Зачем?
- Было такое. Один известный депутат гордумы выступил недавно с идеей переименовать мост Влюбленных в Благовещенский мост. Народ стал бурно возмущаться и «кидать в него камни». А идея-то абсолютно правильная, исторически обоснованная. Просто в тот момент, когда 10 лет назад комиссия по топонимике принимала решение по названию моста, никто эту мысль не подсказал. Мост соединяет два берега Туры. Это были ворота города - два храма. С одной стороны - Благовещенский, с другой - Вознесенский, и по реке между ними появлялась Тюмень. Сейчас менять, конечно, нельзя, все привыкли к названию мост Влюбленных. Он стал определенным брендом. Но сегодня идет обсуждение, как назвать набережную. Вот и назвали бы ее Благовещенской. Мне кажется, очень важно сохранить историю и в топонимике и хотя бы обозначить храмовые памятные места.
СПРАВКА
Благовещенский собор
Строительство этого первого каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы началось в Тюмени 31 мая 1700 года по указу Петра I. Возводили его под руководством святителя Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского, за казенный счет.
Основное строительство было завершено в 1704 году. Затем стройка замерла из-за нехватки железа: как раз в это время Петр I вел войну со шведами, и в России не хватало металла. Дата завершения строительства Благовещенского собора не сохранилась, предположительно это произошло в 1708 году.
В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа. В декабре 1929 года храм был закрыт и передан окружному краеведческому музею. В нем устроили музей истории религий и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 года взорвали, объяснив, что здание церкви могло обрушиться в реку.
Единоверческая церковь
Мало кто, даже из тюменцев, знает, что на углу улиц Республики и Первомайской, на том месте, где сейчас расположен торговый центр, раньше стояла Свято-Троицкая церковь.
В Тюмени единоверческая (старообрядческая) община существовала давно, и людей этого вероисповедания было достаточно много. В архивах хранится прошение прихожан о постройке каменной церкви. В 1844 году на средства прихожан было заложено каменное здание церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Окончательно церковь построили в 1850-м. Единоверческая церковь была построена в лучших традициях провинциального барокко и являлась настоящей жемчужиной архитектуры. В 1922 году были конфискованы церковные ценности, а в 1930-м здание у церкви было изъято и передано для использования под культурно-просветительские учреждения. Предполагалось разместить здесь школу. Но в том же году храм разделил печальную судьбу Благовещенского собора.
Часовня в честь 300-летия Дома Романовых
На месте нынешней Центральной площади стояла очень красивая часовня. В 1881 году это культовое сооружение было решено поставить в память об убиенном императоре Александре Николаевиче, посетившем наш город еще в статусе цесаревича в 1837 году. Но сначала власти не могли выбрать место под строительство, потом случились неурожай и голод 1891 года. Лишь в конце 19-го века началась разработка проекта строительства часовни.
И в 1913 г. она была построена на углу Базарной площади и освящена уже в честь 300-летия Дома Романовых. Купол часовни был покрыт железными ромбовидными листами, окрашенными в голубой цвет. По рассказам старожилов, в 1918 году часовню посетил по пути в Тобольск и поставил свечку последний император Николай Второй.
В советские годы ее закрыли, и в здании разместились склады. А в 1957-м, в год 40-летия Октября, часовню разобрали, фундамент засыпали землей и закатали асфальтом.