Медиакарта
12:36 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не могу остаться в стороне

Не могу остаться в стороне
15:50 | 11 февраля 2010
Источник: Наша жизнь

В середине декабря 2009 года («Наша жизнь», № 101) была опубликована статья корреспондента газеты Олега Дребезгова «Школа будет жить», вызвавшая неоднозначные отклики читателей. Своё мнение о ситуации, описанной в ней, изложила в письме бывший учитель, ветеран труда Нина Яковлевна Быкова, стаж педагогической работы которой 40 лет. Она озаглавила его так: «Не могу молчать!» Мы считаем, что точка зрения учителя имеет право на существование. Поэтому и публикуем это письмо.

Хотела остаться в стороне от событий, которые происходят в Чирках в связи с реорганизацией сельских школ. По этому поводу была статья Олега Дребезгова «Школа будет жить». Но автор сгладил острые углы, о многом умолчал. Подробности стали проявляться чуть позже, ведь мы живём недалеко от села Чирки, секреты становятся известны очень быстро. На собрании было много сказано неприятных вещей в адрес Смирновской школы и села Смирное. Заволновались жители нашего села, стали спрашивать: «А почему Нина Яковлевна молчит?» Вот я и решила взяться за перо.

Да, я не коренной житель Казанского района, но живу здесь с 1959 года, то есть 50 лет. Вся моя сознательная трудовая жизнь связана с этим краем. И я не собираюсь покидать свою малую родину. Надеюсь, что заслужила право голоса в защиту того, чему я посвятила почти всю свою жизнь.

О. Дребезгов пишет о патриотизме В. Саранчина, о его привязанности к родному селу. Возможно, это так и есть, но, может быть, просто так сложились обстоятельства? Большинство учителей в Смирном – приезжие, родом из других областей и республик. Приехали в достаточно сложное, трудное в бытовом плане время, когда маленькие сёла так нуждались в хороших специалистах. Виктор же Саранчин после окончания училища вернулся в свою родную деревню, к родителям, поэтому таких проблем в быту у него не было.

А меня поселили в избушке-развалюшке, в которой зимой бачок с водой полностью промерзал. Писать планы и проверять тетради приходилось на печке (руки мёрзли). И для школы, и для себя пилили дрова вручную. Помочь некому: ни близких, ни родственников. Начинали всё с нуля. А дороги? Зимой трактор тащил будку на санях с железной печкой. Замёрзшие, пропахшие дымом приезжали мы в райцентр на совещание. Домой обычно возвращались часам к 12-ти ночи, а утром снова на работу. Летом не лучше: грязь, транспорт не ходил или ходил редко. Часто можно было увидеть такую картину: гуськом, увязая в грязи, бредут учителя с августовской конференции.

Многие не выдерживали, уезжали. В такие отдалённые сёла ехали неохотно. А мы остались. У меня тоже была возможность найти школу с лучшими условиями. В школе из-за текучести кадров особенно часто не хватало учителей математики. Положение стабилизировалось с приездом семьи Шемякиных. Они тоже могли вернуться в Ишим, где их ждала трёхкомнатная квартира и хорошая перспективная работа, ведь там много друзей, знакомых. В.И. Кириллова – один из лучших учителей химии и биологии в районе – променяла свою тёплую Саратовскую область на неприглядное в то время Смирное. Да и в нашем районе её приглашали в более благоустроенные школы. Что это, патриотизм? Но край не родной, нет у нас здесь предков и даже родственников. Просто многим были присущи такие ценные качества, как чувство долга, ответственность за то, что ты делаешь.

Чирковский коллектив решил самоутвердиться. Но при чём тут мы? Существует закон, изданный правительством, по которому закрывают школы, где обучается мало учеников. Конечно, для села это очень плохо. Но разве будет легче, если дети будут ездить значительно дальше? Придумали какую-то чушь об исторически сложившихся традициях религиозной вражды между сёлами. Я жила в Д-Травном, хорошо знаю жителей села Смирного, неплохо – села Чирки. Какая вражда? Её уже нет на нашей территории даже между православными и мусульманами, евреями и католиками. А сколько приезжих? Больше, чем коренных жителей. Многие уроженцы Чирков живут в Смирном и наоборот. Одно время у нас был один колхоз. А уж если вспоминать о школах, то можно писать целые тома о дружбе и сотрудничестве между коллективами. Всегда была взаимная помощь, обмен опытом. Между школами проходили «кустовые» методобъединения, которые часто заканчивались праздничными мероприятиями. Много лет учащиеся 10-11 классов из Чирков учились в Смирновской школе. Учителя никогда не ущемляли их интересов. Они, наоборот, старались создавать для них благоприятную атмосферу, чтобы дети не почувствовали себя посторонними.

Мы не отрицаем, что основа знаний и умений учеников была заложена учителями Чирковской школы. Но в Смирновской школе они не стали хуже учиться, получили дальнейшее развитие своих знаний и умений. Многие выпускники – жители Чирков, закончившие Смирновскую школу, успешно состоялись в жизни.

На собрании даже кто-то сказал о том, что мы незаслуженно получали звания, награды. Звание «Отличник народного просвещения» я получила ещё в 1982 году, а «Заслуженный учитель» – в 1993 году. Не думаю, что критикующий педагог ещё в то время хорошо знал меня как учителя, завуча.

Да, мы гордимся тем, что в нашей школе три заслуженных учителя, три отличника, двое имеют звание «Почётный работник народного образования». Были учителя со званием «Учитель-методист», а в 2005 году В.И. Кириллова получила Президентский грант. Смирновские учителя принимают участие в конкурсе «Учитель года». В прошлом году С.Е. Шемякин получил приз зрительских симпатий, Н.М. Маслюк в 2004 году победила на конкурсе «Директор года». А в 2001 году за участие в конкурсе «Лучшие традиции школы» наша получила диплом III степени. Школе вручили комплект новейших методических пособий.

Учащиеся Смирновской школы ежегодно занимают призовые места в районных, зональных олимпиадах. В этом году ученица Вера Миргородских примет участие в областной олимпиаде по биологии. Несколько учеников побывали на Президентской ёлке в Москве, а в этом году Н.Волоконцева была на Губернаторской ёлке в Тюмени. Учащиеся нашей школы сравнительно неплохо справляются с ЕГЭ. Считаю, что это результат профессиональной, качественной работы педколлектива Смирновской школы. В 2009 году на августовской конференции по итогам работы за прошедший учебный год лучшими в районе названы две школы: Казанская и Смирновская.

Длительное время на базе нашей школы проходили практику студенты Голышмановского, Тобольского педучилищ, Ишимского и даже Тюменского пединститутов. В школу, где на низком уровне находится методическая работа, на практику студента не пошлют. У нас очень уютное, благоустроенное здание школы, кабинеты. Приезжающие к нам комиссии, гости восхищаются интерьером школы. В этом большая заслуга молодого энергичного директора школы Л.Н. Третьяковой. В столовой у нас всегда вкусно и разнообразно кормят. Приезжайте, посмотрите. Не пожалеете.

Желаю педколлективам Чирковской и Смирновской школ достойно выдержать далеко не первое и не последнее испытание на мудрость, достоинство и справедливость.

Н. БЫКОВА с.Смирное