Медиакарта
22:43 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Разорванное время

08:42 | 11 декабря 2015
Источник: Красная звезда

(Продолжение. Нач. в №№ 97, 98)
Изгой или Государство в государстве
Коточиговская МТС была организована ещё в довоенное время, в 1936 году. Почему именно в Коточигах, в двадцати верстах от районного центра, а не где -- либо, до сих пор остаётся загадкой. Здесь ремонтировали почти

всю технику и инвентарь, имеющиеся в колхозах района, поэтому относительно быстро расширялась и её ремонтная база со всеми необходимыми подсобными объектами, и, естественно, вместе с ней росла деревня. Руководящие кадры менялись очень часто, особенно – в военное лихолетье. Несколько лет ею после Победы руководил некто Горохов, которого сменил Пучков, судя по подписям на разного рода резолюциях, Громов… При дирекции МТС всегда состояла ставка политрука, что-то вроде комиссара, проводящего в рабочую среду политику марксизма-ленинизма. Вот на эту должность и пришёл осенью 1958 года И.С. Плесовских. Но пробыл он в ней не долго, уже вначале 1959 года МТС переименовали в РТС, что, по сути не меняло её предназначения, и ставку политрука сократили за ненадобностью. Плесовских остался без работы, рухнула напрочь его политическая карьера. Всё тот же Чазов предложил ему возглавить ремонтную станцию. Отказ от предложения был равносилен полному краху, и бывший секретарь райкома партии дал согласие.

…Иван Савельевич не был бы Иваном Савельевичем, если бы полностью впал в унынье убитый горем, преподнесённым ему судьбой. Конечно, радости от хорошей встряски он не испытывал, но и «опускать вожжи» не собирался – характер не позволял. Оправившись от морального удара, насколько это было возможным, Плесовских взялся за хозяйские дела: подобрал кадры механиков, специалистов, сам лично следил за условиями труда рабочих, всеми силами крепил дисциплину в организации, особенно боролся с пьянством. РТС развивалась и крепла. И когда на её базе, в 1961 году, было принято решение об организации огромного, по тем временным меркам, совхоза «Коточиговский», бюро РК КПСС назначило на должность его директора Ивана Савельевича Плесовских. Так началась новая эпоха в жизни этого человека.
Что представлял собой в ту пору совхоз? Во-первых, это большущая территория: почти 70 километров с востока на запад и 20 – с юга на север. Это – десятки населённых пунктов со всей своей инфраструктурой. Во-вторых, тысячи гектаров пахотных земель, несметные стада коров, молодняка крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней, птицы. В-третьих, сплошное бездорожье весной и осенью, а подчас и летом. Но не испугали эти трудности Ивана Савельевича, воспринял назначение, как должное. (Поговаривали в кулуарах: «Какой ещё дурак возьмётся за такое?»). И начались трудовые будни, без праздников и отпусков.
Нелегко было застать директора в своей конторе. Домой приходил в потёмках, а просыпался раньше петухов, вставал, обходил котельные, гаражи, мастерские в Коточигах; на планёрках отдавал распоряжения специалистам, высказывал свои замечания, кого-то хвалил (случалось с ним это очень редко), а кому-то устраивал разнос (такое практиковалось чаще), потом садился в свой неизменный ГАЗ-69, за рулём которого дневал и ночевал его личный шофёр Иван Егорович Дудочкин («Ваня-ду-ду»), и уезжал по хозяйственным делам. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год.

В 1964 году совхоз «Коточиговский» реорганизовали на три хозяйства, из него вылились совхозы «Калининский» и «Озернинский». Стало намного легче. Но и тогда И.С. Плесовских больше находился на производстве, чем в кабинете с телефоном. Встречался с людьми, знал все их беды и радости не по слухам, помогал, настраивал на это дело и секретаря парткома Николая Кулябина, и комсомольского вожака Александра Климова, и своих заместителей и специалистов. Народ для него был прежде всего.
С почтением относился он к председателю Коточиговского сельсовета – Хозяиновой Татьяне Петровне, отдавшей советской работе более восемнадцати лет, уважал за строгость, принципиальность, деловитость, в то же время – за справедливость, доброту и чуткость к населению. Её так и называли в деревнях – «хозяйка», то ли от сокращённой фамилии, то ли потому, что она действительно являлась настоящей хозяйкой на своей вотчине.

А совхоз крепчал, хорошели его сёла, хотя в райкоме КПСС и райисполкоме не хотели замечать этого. Для районных властей Иван Савельевич Плесовских по-прежнему являлся изгоем, и их мало интересовали его успехи, а вот неудачи, просчёты… Трубили во все трубы, когда коточиговцы не справлялись с трудовым планом по продаже молока государству, оставались в долгу с реализацией зерна и т.д. Директор старался не замечать этой «дружеской критики», но, тем не менее, на душе «скребли кошки». И вот однажды, незаслуженные обиды переполнили чашу терпения: всё накопившееся на сердце он высказал на расширенном заседании бюро райкома партии. Нет, не свои личные обиды, а то, что хозяйство обходят в поставке новой техники, недопоставляют минеральные удобрения, не выделяют дополнительного автотранспорта для вывозки зерна в уборочную страду и т.д. Помогло это его откровение или нет, но отношение «верхов» к совхозу, его общественным организациям вскоре изменились в лучшую сторону.

В принципе, «Коточиговский» в особой помощи не нуждался, исключения составляли «авральные» кампании, во время которых директор нет-нет да и обращался в вышестоящие инстанции. В хозяйстве действовал прекрасный кирпичный завод, который снабжал своей продукцией и другие колхозы и совхозы, свои пилорамы в малых и больших деревнях, а хвойного и лиственного леса заготовляли столько, что хватало и на обмен, и на продажу. По своим каналам, проложенным директором, приобретали коточиговцы по «божеским» ценам (а иногда и в порядке бартера) цемент, кровельный материал, скобы, гвозди, краску, сантехнику… Строили много. Наряду с производственными объектами (одни зерносушилки чего стоили!) возводили культурно-бытовые, жильё. Скажем, уже в 1967 году в Коточигах функционировали водопровод и отопительные сети, медпункт (ФАП), новая средняя школа, в которой обучались 400 учеников (педколлектив – 30 человек), три магазина, сельпо, хлебопекарня, прекрасная столовая, сельский клуб, библиотека, парикмахерская. Особой гордостью сельчан пользовались сквер в центре и общественная баня, аналогов которой не было во всём районе.
Но соцкультбыт остаётся самим собой, а главной ношей на плечах Ивана Савельевича висело производство. Тяжёлой была она, эта ноша.

На V пленуме Викуловского РК КПСС (8 октября 1965 г.) его первый секретарь С.М. Хлынов критиковал И.С. Плесовских за то, что «…хозяйство не выполнило план посева озимой ржи; …нет руководителей ферм со средним образованием; …плохо работает профком».

Что мог ответить на это директор? Хорошо зная «райкомовскую кухню», он отмалчивался, делая своё дело. Вместо посевов ржи увеличил посевную площадь пшеницы, которая давала урожайность зерна в два раза больше; завёз породистых свиноматок на Анценскую ферму; заставил зоотехническую службу провести выбраковку низкопродуктивных коров, заменить их высокоудойными нетелями… Поголовье крупного рогатого скота сократилось, за что всегда «били». В «верхах» знали об этом «самоуправстве» Плесовских, но никаких действий не предпринимали, чтобы при удобном случае… «укусить».
Но… За успехи в области полеводства и животноводства, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании по итогам 7-й пятилетки директор совхоза «Коточиговский» И.С. Плесовских Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года был награждён орденом «Знак Почёта». Многие труженики хозяйства также получили государственные награды. Это было началом успеха.
(Продолжение следует).

Автор: А. БЕРЕЗИН