Много интересных вещей можно изготовить из бересты, шишек, соломы и прочих подручных материалов, но, оказывается, бывают и скульптуры, созданные самой природой.
Стоит только присмотреться чуточку внимательнее к сухим корням, старым пенькам, наростам на деревьях, веткам, и можно увидеть парящую птицу, зверя или даже сказочного персонажа.
Николай Николаевич Мелентьев с детства увлекается предметами старины: сначала просто любил их разглядывать, изучать, а недавно, после того как сделал ремонт родительского дома, организовал небольшой музей в нём. Здесь и комод со столом начала ХХ века, старинная посуда, утварь, несколько туесков, бутыли и бутылочки времён СССР и более раннего периода. Есть даже голубая жестяная коробочка с изображением Государственного герба России на верхней крышке от знаменитых когда-то леденцов-монпансье кондитерской Ландрина «Товарищество Г.Ландринъ», копилка 20-30-х годов ушедшего века, корабельный фонарь, фотоаппарат «Любитель», выпущенный в 50-х годах прошлого века.
Как эти и многие другие вещи попадают к нему, Николай Николаевич рассказывает с улыбкой:
– У кого-то выменял, кто-то просто отдал, как ненужное. Раньше подобное выкидывалось, и мне самому это казалось без надобности, а сейчас хочется сохранить. Мечтаю ещё в угол поставить большой кованый сундук.
Кстати, страсть к организации выставок и музеев у Николая Николаевича давняя. Во время работы машинистом на тюменской железной дороге организовал музей в депо.
– Конечно, он был связан только с железной дорогой, – рассказывает Н.Н.Мелентьев. – Сейчас депо разделилось на ремонтное и эксплуатационное, но собранные экспонаты удалось все сохранить.
Согласно строительным нормам и правилам вдоль рельсов вырубали и выкорчёвывали деревья, в основном это были берёзы, и именно форма их корней заинтересовала Николая Николаевича.
Ежи, рыбы, птицы и звери из корешков занимают несколько коробок. В Доме культуры сельского поселения уже были выставки на темы «Морское дно» и «Зоопарк».
Какие-то фигурки нужно слегка подрезать, какие-то лишь очистить от земли, а некоторые, более сложные, приходится скреплять между собой.
– Задумал сделать Змея Горыныча, – рассказывает Николай Николаевич. – Тело нашёл сразу, а головы относительно одинаковые искал года три. Но нашёл, скрепил их между собой, и это теперь одна из моих любимых фигурок наравне с попугаем Кешей.
Пробовал он покрывать свои скульптуры лаком – не понравилось, говорит, выглядят они от этого неестественно. Пользуется иногда разведённой олифой для придания дереву фактуры.
Коллекция Мелентьева регулярно пополняется. Каждый корень сам по себе неповторим, а природа и фантазия Николая Николаевича помогают в неодушевлённое вдохнуть жизнь.
Фото М.Чагиной