Медиакарта
9:33 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Итоги районной олимпиады – 2015

14:07 | 16 декабря 2015

В начале декабря завершился муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.

Этот ежегодно проводимый конкурс юных интеллектуалов является одним из самых приоритетных способов выявления одаренных детей, задания для которого составляли предметно-методические комиссии, сформированные департаментом образования, а общее руководство его проведением осуществлял комитет регионального этапа.

Для обеспечения объективности при проверке качества выполненной работы департаментом образования были созданы жюри по каждому предмету из числа педагогических, научных и научно-педагогических работников. Оно оценивало закодированные (обезличенные) олимпиадные работы в соответствии с утвержденными критериями. Начало олимпиаде было положено 10 ноября и только первого декабря итоги по последним предметам были переданы организатору регионального этапа – специально сформированному оргкомитету.

Итоги этого этапа служат не только целям формирования банка данных одаренных детей, они, кроме того, являются показателем оценки учебных достижений образовательного учреждения и муниципальной территории в целом.

Результаты олимпиады вкратце таковы. Неплохие знания по химии показали учащиеся 8 класса Первомайской (учитель О. А. Мухатдинова), Шишкинской (Т. В. Попова), Зареченской (А. Б. Бесчастных) школ, участники олимпиады из которых в таблице рейтинга заняли первые три строчки (соответственно). О результатах по этому предмету в других классах чуть позднее.

По обществознанию основательные знания продемонстрировали учащиеся Вагайской средней школы: в 7 классе – первое и второе места (учитель В. А. Чистякова), в 8‑ом – все три призовых места у воспитанников О. А. Огорелковой, в 9‑ом – второе (О. А. Огорелкова), в 11‑ом – первое (Т. В. Вдовина). Семиклассница Лена Крапивина сумела набрать около 74 процентов от максимально возможного балла – весьма достойный результат.

Достаточно успешно справились школьники с заданиями по биологии. Так, в 7 классе в первой пятерке лучших учащиеся Карагайской, Шишкинской, Аксурской школ, причем из них двое карагайских школьников (учитель В. М. Айнуллина) и двое шишкинских (Т. В. Попова). Аксурского призера подготовила Э. М. Ишмухаметова.

Говоря об итогах олимпиады, следует иметь ввиду, что выполнение конкурсных заданий требует умения мыслить оригинально, нетрадиционно, хотя и составлены они в рамках требований школьной программы по тому или иному предмету. Тем более приятно отметить, что карагайский семиклассник Сафиуллин Заур набрал за свою работу 76 процентов от максимально возможного балла. Результаты олимпиады по биологии, на мой взгляд, должны удовлетворить взыскательное жюри. В 8‑ом классе по этому предмету в тройке лидеров Первомайская, Абаульская, Вагайская школы. Призеров по биологии последняя из них имеет в каждом классе (учитель Е. А. Паренкина), за исключением 7‑го.

Задания по географии лучше других выполнили школьники Иртышской, Тукузской, Супринской школ.

Русский язык. Среди семиклассников лучший результат показали учащиеся Иртышской (1место), Первомайской (второе) и Куларовской (третье) школ. Что касается девяти–одиннадцатиклассников, то говорить о присуждении призового места кому‑либо не приходится: лучшая работа в 10 классе (Казанская школа) выполнена лишь на четверть. Результаты выполнения задания одиннадцатиклассниками вызывают вполне обоснованные сомнения в том, что даже при более чем щадящем подходе к оценке экзаменационной работы смогут ли некоторые выпускники получить на экзамене «зачет» по этому предмету.

Казалось бы, на олимпиаду были направлены победители школьного этапа, то есть лучшие, тем не менее почти все работы жюри оценило весьма низким баллом. Из 76 школьников 7‑11 классов, участвовавших в олимпиаде по этому предмету, только трое сумели выполнить работу в объеме, превышающем половину от предложенных заданий.

Математика. К сожалению, и по этому предмету мы не можем похвастаться более или менее существенными достижениями. В 7 классе лучшая работа ученика Первомайской школы оценена 11 баллами из 35 максимально возможных. В 8 классе в тройке лидеров школьники Вагайской, Иртышской, Юрминской школ, при этом из 35 максимально возможного количества баллов они набрали лишь пятую часть. В 9 классе в олимпиаде участвовало 14 школьников, работу 10 из них жюри оценило от 0 до 3 баллов. Задания по этому предмету выполняли 56 школьников 7‑11 классов и только четверо из них выполнила работу в объеме, заслуживающем внимания, а работа четвертой части школьников, выполнявших ее, оценена 0 баллов. Пять школ (Курьинская, Ушаковская, Осиновская, Казанская, Абаульская) в интеллектуальном состязании по этому предмету не участвовали вообще.

Вернемся к результатам работы по химии. Если в 8 классе, как мы уже отметили, есть определенные достижения, то в 9‑11 классах нет работы, хозяин которого мог бы представить наш район на олимпиаде региональной.

Физика. Наиболее «слабое звено» – это физика. Из 35 школьников, участвовавших в состязаниях, ни один не смог выполнить работу в объеме, достаточном для присуждения призового места, то есть хотя бы половину от предложенных заданий. Работа 25 из них оценена 0 баллов. А 12 школ из 22 участвовать в олимпиаде по этому предмету не пожелали вообще (Аксурская, Второвагайская, Дубровинская, Казанская, Куларовская, Супринская, Шишкинская, Черноковская, Юрминская, Абаульская, Ушаковская, Курьинская), что также позволяет сделать определенные выводы.

История. Чуть получше результаты работы семиклассников, что касается девятиклассников, то школьники Ушаковской, Осиновской, Черноковской из 100 максимально возможных баллов сумели набрать от 1 до 3.

Качество образования – ключевое слово современной школы. Качеством занимались всегда – в этом нет ничего нового. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления целей в новом контексте. Проблема управления качеством в школе – одна из самых актуальных для каждого руководителя и каждого учителя.

Итоги олимпиады нынешнего года настоятельно требуют детального их анализа на всех уровнях: на заседаниях школьных и районных методических объединений, педагогических советов, на совещаниях с руководителями школ.

Не случайно губернатор области В. В. Якушев еще в предыдущем Послании (2014 г.) областной думе сказал: «Я лично своим словом гарантирую создание для этого системы (создание условий для талантливой молодежи – И.Г.)… наибольшего благоприятствования по всем параметрам – техническим, организационным, финансовым». Стало быть, и спрос с образовательных учреждений, их руководителей и учителей за качество образования будет соответствующим.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН