Медиакарта
12:27 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

В ритме вальса

12:09 | 23 декабря 2015
Источник:

Проходя вечером под окнами храма во имя святого праведного Симеона Богоприимца в Тюмени, вряд ли кто задумывается о том, что, возможно, именно сейчас там... танцуют вальс.

Между тем каждый вечер вторника здесь царит оживление. В актовом зале на втором этаже сдвигают стулья, освобождая место для мастер-класса. Два часа - с 19.00 до 21.00 - Юлия ЗОЛЬНИКОВА, руководитель студии «Merletto», совершенно бесплатно учит всех желающих основам исторического танца.

Хочется сказки

Впрочем, и сам танец может много чему научить, уверена Юлия. «Чем мне нравится 19-й век? Тем, что танцы того времени - очень чистые, красивые и наивные, - говорит девушка. - Они учат общаться друг с другом, правильно распределяя роли. Например, в танце мужчина ведет, а дама идет за ним».

В студии, которую пять лет назад основала тюменка Ольга Коровина, охватывают большой исторический период, начиная с 13-14 веков. Но предпочтение все же отдают 19 веку, не затрагивая начало 20-го, как это делают, например, во многих студиях Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска или Москвы. Объясняя, что им не очень-то интересно работать с танцами, которые еще продолжают развиваться в современном мире. Другое дело - вальс: он практически прекратил свое развитие и сейчас существует в более-менее законсервированном виде.

- У большинства людей балы ассоциируются с чем-то величественным, размеренным, с богатством и благополучием, - рассуждает Юлия. - Смотришь на все эти платья, на старые картины, и сразу хочется попасть в сказку. Возможно, в этом кроется причина того, что сегодня людям настолько интересен 19-й век. Моя история отношений с этим веком началась, еще когда я пошла в гимназию. Помимо эстетики, этики и риторики, которые предполагал гуманитарный уклон, у нас были еще и балы. Так танцы стали одним из моих увлечений.

Тут стоит оговориться: танцы исторические. Большинство современных Юлии не по вкусу. Если парные танцы - это общение и игра с партнером, то сольные, - скорее, способ заявить о себе: мол, посмотрите, как я умею!

По статистике больше девчат

Сегодня на занятие пришли 8 человек. Среди них - всего двое юношей. Однако фраза «Кавалеры приглашают дам», которая звучит перед началом танца, не застает участников врасплох. «Видимо, сегодня вам тоже придется быть кавалером», - говорит кому-то из девушек Юлия.

Дальше начинается танец, а вместе с ним и поток терминов, которые вряд ли что-то скажут современному человеку - контрданс, балансе, расход спинами, шоссе, турдемэн... А «мулине» и вовсе способно ввести в заблуждение! Казалось бы, при чем здесь нитки? Ан нет, это фигура бальных танцев. Полное ее название - «Крылья мельницы» - по-французски звучит так: «D’Ailes de Moulinet». Сокращаем первую часть и получаем - мулине!

Наблюдая за движением танца, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что смотришь спектакль. «Дама «обижается», - командует Юлия, и дамы поворачиваются направо и делают с правой ноги двойной шаг. Через какое-то время приходит черед «обижаться» уже кавалеру. Движения, которые до этого доводилось видеть лишь в фильмах, обретают смысл. «Саша, только когда «обижаешься», не улыбайся! Я-то знаю, какое у тебя лицо, когда ты обижаешься», - смеется один из кавалеров, обращаясь к своей даме. Вот так, с шутками и прибаутками и проходит мастер-класс.

Танцуют все

Если сейчас большая часть учеников - ребята, которые занимаются при храме, то в саму студию обучаться премудростям исторического танца приходят люди абсолютно разные. Хотя есть у них и кое-что общее. Как ни странно, 70-80% учеников - так называемые технари. Да и сама Юлия по образованию - инженер-проектировщик, специализирующийся на проектировании и эксплуатации нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ. Кто только не занимался в студии - и математики, и программисты, и врачи, и химики, и биологи. Почему в прошедшем времени? «Потому что любое увлечение - как влюбленность, которая со временем может пройти», - объясняет руководитель. Здесь, как и везде, - кто-то приходит, а кто-то уходит.

Нет у любителей исторических танцев и возрастных ограничений. Разве что заниматься с детьми здесь не возьмутся. Чтобы работать с ними, нужно специальное хореографическое образование, понимание, как то или иное движение может повлиять на организм, который, по сути, еще продолжает развиваться. Да, дети - почва благодатная, и с ними многого можно добиться, если найти подход. Но и со взрослыми, уверена Юлия, не менее интересно. В конце концов, недаром же говорят, что все мы в душе остаемся детьми. К тому же взрослые внимательнее и больше заинтересованы в обучении. Кстати, европейцы историческими танцами занимаются, в основном выходя на пенсию. «И при этом, - замечает Юлия, - нельзя сказать, что они танцуют плохо. Некоторые движения нам вообще не повторить!».

Автор: Ульяна ПЛЮСНИНА (фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ)