Знаете, человека высокого должностного ранга называют ответственный работник, подразумевая наличие портфеля. Так вот механизатор Пётр Константинович Малахов – ответственный работник в буквальном смысле. Речь не о статус-кво. Он просто очень ответственный. Надёжный, безотказный, рукастый, мастеровитый.
Привычное дело для Малаховых – принимать гостей. Особенно когда есть повод. А здесь повод самый подходящий – Пётр Константинович на совещании аграриев по итогам сельскохозяйственного года отмечен Благодарностью губернатора области. И дома всё хорошо! И в хозяйстве ОАО «V-Агро»! Урожай вырастили неплохой. Конечно, стоило это большого труда здешних земледельцев. Словом, куда ни кинь – уходящий год благоприятный, добрый, знаковый.
В доме уютно, пахнет вкусной едой, и встречают меня по извечной володинской традиции пельменями, грибочками-груздочками. Причём, готовы соленья доставать и доставать из холодильника. Вот такие попробуйте груздочки! Вот эти опёнки оцените! А смородина, протёртая с сахаром, такая вкусная и полезная у нас! Правда, на вопросы о трудовом пути Пётр Константинович отвечает уклончиво: вроде бы как все работал всю жизнь в колхозе. Никакими достижениями не отмечен.
– Лет сорок в колхозе?
– Да, лет сорок. Начинал в лабинском колхозе имени Ленина, потом – здесь, в «Родине», лет тридцать. Последние – в «V-Агро».
Прошу рассказать, как начинал. И вижу: мало-помалу оживился мой собеседник. Говорит, что родился в Шевелёвой, деревне, которой сегодня нет. Мать, Александра Фёдоровна, одна воспитывала их с сестрой. Её отец в войну был мобилизован в трудармию. Там и умер – не сдюжил. Похоронен в Ирбите. Все рассказы матери о тяжёлом военном детстве Пётр запомнил до подробностей. А после войны – работа на покосе, по хозяйству, поскольку он главный помощник в семье. Мать работала на ферме. С утра до позднего вечера на колхозной работе. Никаких честолюбивых планов о престижной профессии у Петра не было. После седьмого класса пошёл работать. Пришёлся ко двору в Лабинской бригаде. Скромный, отзывчивый, надёжный, основательный – лучшего напарника не найти. Кстати, когда я спросила Петра Константиновича о главном профессиональном правиле, он ответил: работать там, куда пошлют. Иными словами, безотказный, ловкий в общении, неконфликтный.
А начинал Пётр Малахов токарем в колхозном гараже. То ли душа была техническая, живинка в деле, то ли наставник сумел передать любовь к технике, знания и умения – полюбил всей душой возиться с техникой. А с наставником, считает, крупно повезло. Им был технических дел мастер, токарь от Бога Андрей Иванович Шевелёв. С руководителями тоже повезло: Илья Владимирович Геогенов, Анатолий Петрович Брагин – настоящие аграрии, люди, болеющие за дело.
Когда, после женитьбы на маркеловской девушке Галине, решили перебраться на её «историческую родину», Пётр уже заработал свой механизаторский авторитет. Да и по человеческим качествам вызывал уважение: тихий, скромный, работящий. В Володино молодым сразу после оформления всех формальностей по трудоустройству дали ключи от новой трёхкомнатной квартиры. Председатель колхоза Сергей Алексеевич Нелюбин всем своим расположением дал понять, что такие механизаторы колхозу нужны. Пётр Константинович считает, что механизаторский труд в эти годы принёс ему настоящий успех. И хлеб на полях колхоза «Родина» был посильнее, и земли побогаче. И земледельцы тогдашние – специалисты высокого ранга. Взять заслуженного механизатора России Тимофея Даниловича Игнатова. С ним рядом как работать в полсилы? Всю энергию, заинтересованность в стремлении добиваться лучших результатов отдавали колхозу. В ночь-полночь в поле. Перекусывали на ходу прямо в тракторе или комбайне. Большинство земледельцев всеми этими качествами обладали. Так работали володинские аграрии!
А потом были кризисные годы, когда приходилось вдыхать вторую жизнь в разбитую до края технику. И правдами, и неправдами добывать запчасти. Пётр Константинович умудрялся возвращать в строй даже самые безжизненные механизмы. Выходил из положения, потому что… не было выбора. Работал с полной самоотдачей. И в эти годы стал человеком просто незаменимым. В страду убирал хлеб на «Донах», «Енисеях», которые сам ставил на линейку готовности. Последние лет пятнадцать был комбайнёром, демонстрируя прилежание и классность. Как человек скромный и негромкий, говорит: работал и работал – каждая осень одни и те же заботы. Ну, это как сказать! Осень, весна – по полной занят в поле. С успехом освоил мощный «Нью Холланд»! А нынче весной на «К-700» пахал землю – готовил пашню под урожай. И как работал – до упаду! В буквальном смысле. Свалил инсульт. Завершилась для него страда реанимационной койкой – иначе не умеет жить и работать.
А вне амплуа это заядлый добытчик: охотник, рыбак, грибник, ягодник. Клубнику лесную привозит вёдрами. Ягодничает один, не любит в этом деле компаний. Набежит на клубничную полянку и тихонечко, основательно берёт, пока ведро не наполнит. А долгими зимними вечерами трудится в своей технической врачебнице. Реанимирует любые агрегаты мастер Пётр Малахов: стиральные машины любой модификации, часы, современные чайники и мультиварки, телевизоры и пылесосы. Считает: интересная штука жизнь.
Если «захворала» ваша домашняя техника – в Володино есть гостеприимный дом, где её подлечат и вернут в строй. Любая техническая новинка Петру Константиновичу подвластна. Он только приветствует технический прогресс!