Медиакарта
11:56 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Святые люди

11:00 | 30 декабря 2015
Источник:

ДОСЬЕ. Мирослав БАКУЛИН. Известный тюменский философ, писатель, издатель, блогер. Кандидат философских наук. Возглавляет культурный центр «Русская неделя». Автор ряда книг православной прозы «Зубы грешников», «Всякое дыхание», «Наивное толкование 50 псалма» и т. д., выдержавших несколько переизданий в Москве и Тюмени. Женат. Трое детей.

Скоро Рождество, праздник, который принято отмечать добрыми делами и поступками. С известным тюменским писателем, философом, издателем Мирославом БАКУЛИНЫМ мы, кроме прочего, выяснили, кто сегодня чаще готов откликнуться на просьбу о помощи: богатые или бедные.

Откуда взялись волонтеры?

- Мирослав Юрьевич, Новый год тюменцы отмечают шумно, весело и массово. Но в последнее время все больше и больше горожан стали праздновать и Рождество - дарят подарки, проводят благотворительные акции. Это что - влияние Церкви, или мы возвращаемся к своим корням?

- И то, и другое. Вспоминаю, как мы на Рождество ездили в детские зоны. Я брал учеников своей Воскресной школы, понимая, что им полезно видеть детей, которые живут в совершенно других условиях. И однажды была такая сцена. Там какой-то конфликт произошел у детей из колонии, и один другого сильно ударил, разбил нос. Так, с хрустом. И детки из совершенно благополучных семей с таким ужасом смотрели на эту картину. Но видели они и другое. Мы привозили с собой торты, газированные напитки, конфеты. И у детей, лишенных многих радостей, эти подарки вызывали какой-то просто искренний восторг и благодарность. Поэтому, я думаю, Рождество все-таки воспитывает и детей и взрослых, учит их делать добро. Я вам скажу, что конфеты - великая вещь. У нас в Тюмени была одна бабушка-конфетница. Во Всехсвятском храме много лет она всем детям после причастия давала конфетки. Когда она умерла, и ее начали отпевать, не только множество прихожан пришло ее проводить, приехали восемь священников, больше десятка дьяконов, это те, кто смог, из тех, кого она этими конфетками «приваживала». Я думал, отпевают архиерея.

- В советское время благотворительности как таковой не было. Со школы все мы помнили крылатую фразу из горьковской пьесы «жалость унижает человека». Но сменилась эпоха, и как-то неожиданно появились волонтеры.

- Они всегда были. Вернее, потребность помогать всегда живет в человеке с добрым сердцем. Когда мы с дочкой оказались в Москве в онкологической больнице, к нам в отделение на Рождество пришли клоуны. Они играли с детками, шутили, подарки им раздавали. Оказалось, что это учащиеся Московского циркового училища. Я спросил: «Вы - христиане»? «Нет, - ответили они. - Мы пришли, потому что знаем, что эти больные дети никуда не ходят, живут, как в подводной лодке. И нам хотелось устроить им праздник».

- С экранов телевизоров, с газетных страниц в Интернете люди просят о помощи - собирают средства на операцию, на дорогие лекарства. А государство где?

- Именно потому, что государство в стороне, люди сами на себя взяли его социальные обязательства. Конечно, помогать престарелым, онкологическим больным, бедным должны многочисленные социальные службы государства. Но они не помогают. У меня два года назад дочь умерла от рака, и я прекрасно знаю всю эту систему изнутри. Знаю, как выдаются гранты, как выделяется госпомощь. Простой пример. Когда дочка лежала в больнице в Москве, мне для того, чтобы ей провели срочную операцию, нужно было приобрести вентрикулярный дренаж - это такая штука, помпа, которая качает избыток ликвора из мозга. В больнице их нет. Сами врачи позвонили волонтерам, и они мне помогли. Хирурги провели операцию. Если бы не эта помощь - врачей, волонтеров - дочь в ту же ночь бы умерла. А так она прожила еще полтора года.

Богатые прячут руки

- Есть распространенное, но довольно спорное мнение, что бедные добрее, чем богатые. Сейчас и в ближайшем будущем нас ждут трудные времена. И бедных станет намного больше. Это уменьшит или увеличит число благотворителей?

- Думаю, увеличит. Я смотрю на окружающий мир и все больше убеждаюсь в том, что вокруг меня очень много святых людей. Святыми ведь апостол Павел называет не тех, кто достиг чего-то, а тех, кто просто пытается жить по-человечески. Знаю много людей, которые помогают совершенно незнакомым - инвалидам, бедным, ходят в больницы, хосписы. Знаю, например, людей, которые поселили в своем доме бабушку. Ей 81 год, у нее трое детей, которым она оказалась не нужна. А посторонние люди без всякой выгоды для себя ее взяли в свой дом, у нее там свой отсек - комната, прихожая, ванная. Раньше я такого вообще не видел. С возрождением праздника Рождества христианство в России получило действительно какое-то новое качество.

- А наши богатые занимаются благотворительностью?

- Мы недавно перевели книгу святого Филофея Лещинского, нашего великого Тобольского святителя. У него есть потрясающие слова. Он говорит, что пока богач собирает свое богатство, он еще может с кем-то поделиться. У него еще чувства какие-то человеческие есть. А когда он его соберет, то «ховает руци» - прячет руки. То есть нет рук, нечем и подавать. Сейчас широкой благотворительности на какие-то дела со стороны богатых нет. У нас уникальное время, когда бедные всем помогают. Я разговаривал недавно с одним своим знакомым, который на онкологическую операцию собирает деньги, он говорит: «Смотришь на счет, там по пятьсот, двести, сто рублей перечисления». Понятно, что последнее люди отдают. А так, чтобы пришел какой-нибудь миллионер и сказал: «Нате», такого нет. Они говорят, мол, кризис сейчас, проблемы огромные, теряю миллионы.

- Остается надеяться на то, что эти добрые люди станут властью, и тогда государство будет свято выполнять все социальные обязательства?

- Властью в России будут те, кого мы намолим. Мы же молимся на каждой литургии: «Господи, спаси страну Российскую, власти и воинство ея». Это наша прерогатива. Какой власти мы достойны, такая и будет. Власть ругать - противохристианская вещь. Невозможно в храме молиться за нее, а потом дома на кухне ругать. Непременно надо держаться какой-то одной точки зрения. Надо понимать, что власти тяжело. У нее большие искусы - возможность денежку взять, неправильно поступить, неправильно распорядиться и масса других соблазнов. Поэтому у церковного люда есть обязанность - молиться за тех, кто стоит у власти, чтобы она была хотя бы немножко человечной. И, как показывает история последних 26 церковных лет, что-то здесь меняется - у государства появляется более-менее человеческое лицо, власти хотя бы стали говорить правильные вещи.

- Часто приезжие говорят, что наша область отличается от других регионов страны. Это так?

- Да. Мы кардинально отличаемся и от Москвы, и от других регионов России. И тому есть несколько причин. Сюда ехали люди весьма энергичные. Здесь не было крепостного права. И на огромной площади проживало всего два процента населения страны. Жили здесь свободные люди, у которых была куча земли, рек, озер, леса. Поэтому лучшие воины были сибиряки. Мы помним о подвигах и героизме Тобольского полка во время войны 1812 года и о сибирских полках, громивших фашистов в годы Великой Отечественной войны. Здесь совсем другие отношения между людьми. Другие масштабы, размах. Мы, сибиряки, привыкли создавать города, строить магистрали. Широко живем. Отец, помню, приехал к моей сестре на свадьбу в Москву и привез с собой нельму. Он вышел на балкон, порубил ее топором на куски, принес, положил на стол - ешьте. Москвичи оторопели - в их представлении топор и рыба несовместимы. Они режут рыбу микропластиками. Поэтому и сейчас мы живем лучше, чем в среднем по стране. Мы после всех потрясений 90-х достаточно быстро восстановились. Появился средний бизнес, крупный бизнес. Те деньги, которые раньше у нас оставались от налога на добычу полезных ископаемых, уже давно забрали в федеральный бюджет. Поэтому те, кто до сих пор думает, что мы живем на нефтедоллары, ошибаются.

Мы лучше живем, потому что работаем.

Автор: Юрий ПАХОТИН (фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ)