Медиакарта
17:14 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Труд как мерило жизни

Труд как мерило жизни
16:08 | 11 октября 2010

Нередко с высоты своих лет задумывается человек о пережитом, возвращаясь к началу. Вот и Иван Зотеевич Бураков, чей хронометр жизни отсчитал восемь десятков лет, вспоминая детство и отрочество, выпавшие на лихие сороковые, говорит: «Вся молодость прошла, а я её не видел. Но если бы начать сначала, вернулся бы к той жизни ещё раз. И голодно было, и одевались не ахти как, а как интересно жили».

Семья Бураковых жила в деревушке на территории нынешнего Исетского района. Сколько детей было у родителей, Иван не помнит. Рождалось много, да умирали все во младенчестве, только они с младшим братом и вытянули. Девять лет минуло Ивану, когда началась Великая Отечественная война. Отца, как и других мужчин и парней деревни, отправили на фронт. Но сельский труд никто не отменял. Вот и сели на трактора девчонки в 14-15 лет, а пацаны помладше – на прицепы. Так и начались для Ивана трудовые будни. Школу пришлось забросить. Был в те годы и водовозом, и конюхом, и трактористом… Сено косили, а во время уборочной трудились до тех пор, пока снопы видно было, только после полуночи отдыхать уходили.

Война окончилась, а все равно в деревне некому было работать, сколько мужиков полегло. Вот и продолжили подросшие мальчишки работать за взрослых. Только в середине пятидесятых, когда призвали в армию, покинул Иван село. Уезжал служить с наградой – в 1949 году вручили ему, «рядовому колхознику колхоза «Новый путь» медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».

После службы осел Иван в Ялуторовске. Нашёл работу по столярному делу, устроившись на мебельное производство. А когда построили при лесозаводе новую мебельную фабрику, перешёл туда, работал при Фокине и Полянском. Сколько всяческой мебели своими руками изготовил – и платяные шкафы, и для кухни изделия. А затем в серию пошли кухонные гарнитуры, сначала из дерева, а затем и с применением пластика. И в каждый шкаф или полку вкладывал Иван Зотеевич свою душу. С годами росло мастерство.

Правда, через тринадцать лет сменил Иван Зотеевич место работы, перебрался поближе к дому, в РСУ бытового обслуживания населения. И здесь тоже столярничал, выпускал штучную мебель. Трудился на совесть. А его ответственность и тщательность исполнения заказов привели к тому, что начальство доверило работать без бракера. На всех изделиях ставил Иван Зотеевич свой автограф - выводил инициалы - Б. И. З. Покупатели и представители торговых предприятий, приезжая за мебелью, прежде всего искали на изделиях этот знак, брали их сразу. Так и спрашивали: «Мебель «Б.И.З.» есть?». Стали Ивана Зотеевича называть мастером-краснодеревщиком. А тому и подтверждение есть – записи в трудовой книжке, раздел её - «поощрения» весь исписан, все соседние страницы также заполнены благодарностями.

Иван Зотеевич дважды удостаивался министерского знака «Отличник службы быта», получил звание «мастер 1 класса». Его имя вписано в Книгу почёта лесозавода, неоднократно заносилось на городскую Доску почёта. А во время первомайских и октябрьских демонстраций именно Ивану Зотеевичу Буракову доверялось нести в колонне лесозавода переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны СССР, переданное предприятию на вечное хранение. Знаменосцем передовой рабочий был и в РСУ БОН.

Уже два десятка лет Иван Зотеевич на заслуженном отдыхе. Но без дела не сидит. Времени, как он говорит, ни на что не хватает. Все годы совместной жизни супруги держали скот, сами заготовляли для него корм. Вот и сейчас выращивают бычка, а Иван Зотеевич привычно берёт в руки литовку и идёт косить траву. Немало времени супруги проводят на огороде, овощами обеспечивают всех родственников.

В минувшем году в жизни Ивана Зотеевича и его супруги Деонисьи Владимировны случилось знаменательное событие - сыграли «золотую» свадьбу. Встретились они здесь, в Ялуторовске, в далёком 1959 году. Через год в семье появилась дочка. А потом и сын. Дети давно выросли, получили образование и хорошие профессии, обзавелись семьями. Сегодня у Бураковых четверо внуков, а правнуку пошёл пятый годок. И кто знает, быть может, кто-то из них и продолжит мастеровую профессию деда.

Анатолий МЯСНИКОВ