Оптимизация – тенденция нашего времени, мало кто из бюджетных учреждений не прошёл через этот процесс. Слияние и укрупнение структур и организаций предусматривают в первую очередь повышение эффективности их деятельности и качества оказываемых услуг. Сейчас на повестке дня – оптимизация образовательных учреждений. О том, как она пройдёт в двух ишимских школах – № 12 и № 29, – мы побеседовали с директором МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» Ларисой Бессоновой.
– Лариса Юрьевна, когда был начат процесс реорганизации и почему выбраны именно 12-я и 29-я школы?
– Постановление администрации г. Ишима о реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 12 г. Ишима» в форме присоединения к нему МАОУ СОШ № 29 г. Ишима подписано 26 октября. Согласно документу средняя школа № 12 является правопреемником по правам и обязанностям присоединяемой средней школы № 29 с полным сохранением основных целей деятельности реорганизуемых учреждений.
В выборе школ для объединения сыграли роль несколько факторов. Школы расположены недалеко друг от друга, что удобно для учебного процесса и осуществления функций управления. Имеет значение и загруженность зданий. Желающих попасть в 12-ю школу много, наши стены нам стали малы: школа рассчитана на 520 учащихся, фактически обучается 540 детей. В школе № 29, напротив, есть свободные площади, которые необходимо задействовать в образовательном процессе. Оптимизация поможет решить эту задачу.
– Оптимизационные процессы в образовательной сфере региона начались ещё в 2002 году. Последний пример в Ишиме – слияние школ № 31 и № 11. Изучали опыт коллег?
– Конечно, и местный опыт, и тюменский, и московский. Действительно, процессы по укрупнению учреждений начались давно, и, как показало время, ничего страшного в оптимизации нет – только польза: повышение качества обучения, всестороннее использование материальной базы и кадрового потенциала.
– Как будет проходить объединение школ № 12 и № 29?
– В настоящий момент учреждения работают в прежнем режиме. Официально процесс объединения произойдёт в феврале, но он будет в основном формальным, документальным. Останется одно юридическое лицо – МАОУ «СОШ № 12 г. Ишима», один директор. У школы будет один сайт, объединим информацию с двух существующих. Более никаких изменений не планируется ни в учебном процессе, ни в штатном расписании. Классы с 1 по 11 будут учиться в своих корпусах, со своими учителями. У преподавателей сохранится нагрузка. В школах останутся все службы: психолог, социальный педагог, библиотекарь, педагог-организатор. До конца учебного года никаких внезапных перемен не ожидается.
– Что изменится в работе учреждения с 1 сентября 2016 года?
– Пока сложно сказать. Рассматриваются два пути развития: оставить два автономных корпуса, как они есть – с 1 по 11 класс, либо выделить для начальной школы отдельный корпус. Но для второго варианта необходимо вложение средств в здание школы № 29, которое стоит в очереди на капитальный ремонт. В силу экономических условий в ближайшее время капремонт вряд ли возможен, поэтому, скорее всего, пойдём по первому пути. Как показывает опыт, это наиболее распространённый вариант при объединении образовательных учреждений.
– Материальная обеспеченность двух зданий действительно серьезно различается. Какие просматриваются перспективы по усилению материальной базы здания 29-й школы?
– Капитальный ремонт снял бы многие вопросы, поскольку предусматривает в том числе обновление мебели, оборудования, установку мультимедийных систем. Будем стараться по мере возможности улучшать условия работы педагогов и учёбы детей, например, в следующем году заменить в классах меловые доски на маркерные, постепенно обновить информационные стенды в коридорах и т.д.
– Как отреагировала родительская общественность на новость о слиянии школ?
– В двух школах провели родительские собрания, объяснили, что реорганизация не коснётся детей, не затронет их права – ребята, как и прежде, будут ходить в «родные» школы. В целом, со стороны родителей мы находим понимание и, в свою очередь, открыты их пожеланиям и предложениям.
– В чём вы видите плюсы оптимизации?
– Полагаю, этот процесс обогатит обе школы. Крупные образовательные учреждения предоставляют педагогам больше возможностей для самореализации, а ученикам – более качественное образование. Школа № 29 – учреждение с богатым опытом, долгие годы возглавляемое одним директором, – это много значит, там работает сплочённый коллектив. Мы сможем более полно и эффективно использовать учительский потенциал, особенно при подготовке к экзаменам. Сильные предметники могут заниматься с учащимися двух школ, а молодое поколение учителей (кстати, в последние годы у нас значительно омолодился преподавательский коллектив) – учиться у более опытных коллег. В школе № 12 хорошо развита внеурочная занятость учащихся в вечернее время. Мы сможем увеличить количество кружков, охват занимающихся и задействовать для этих целей площади 29-й школы.
Главная задача – сохранить традиции обоих учреждений и приумножить лучшее, что есть в школах. Например, у нас ежегодно проводятся праздники «Масленица», «Осенняя ярмарка»,«Крылья успеха», в которых активное участие, помимо учеников и учителей, принимают и родители. Свои традиции есть и в школе № 29. Думаю, нашим коллективам есть чем взаимно обогатить друг друга. Надеюсь, что, постепенно сближаясь, перенимая опыт и наработки, две школы станут единой большой семьёй.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.