• Юбилярша Мария Николаевна Ильичёва рассказывает о своей жизни заместителю главы по социальным вопросам Ирине Владимировне Таржемановой.
23 декабря девяностолетний юбилей отметила жительница деревни Батурино Мария Николаевна Ильичёва. Поздравить юбиляршу и вручить ей подарки от главы района и поздравление от президента России приехали заместитель главы района по социальным вопросам И.В. Таржеманова и глава территории Ю.Н. Богачёв.
Виновница торжества гостей встретила шуткой: «Мне девять лет всего, а ноль-то – что он, пустое место, я его не признаю».
После выполнения гостями обязательных формальностей, связанных с вручением подарков, Мария Николаевна рассказала о прожитых годах.
– Я до войны работала и в войну работала, а одеть кроме холщового платья на голое тело больше нечего было, поесть тоже, босиком ходили. А сейчас-то что не жить! Всё есть, одежда всякая, кушать покупай что хочешь, пенсию домой приносят, – очень эмоционально начала своё повествование юбилярша.
– Родилась я в Малоскаредной, у матери с отцом было девять ребятишек, мы с сестрой-близняшкой вторые были по счёту, кормить нас надо было. Батурино тогда большая деревня была, нашли родители здесь работу и переехали, мне десять лет было. А вообще они у меня вроде как из Пензенской области, в каком году в Сибирь приехали, сказать не могу, не знаю. Работать начала рано, в девять лет уже ходила на прополку, стала побольше – начала ухаживать за телятами. Началась война, и мне дали быков, возила на них горючее в бочках. В это время и повстречала своего будущего мужа – Виктора Яковлевича Леймана. История тут вышла интересная, спас он меня. Я бочки с соляркой через Вагай вплавь переправляла, разгружу на одном берегу, перетащу быков за лодкой, а потом привязывала бочки к той же лодке и их тащила. Один раз весной в разлив лодка налетела на топляк и перевернулась, я побарахталась, побарахталась и начала тонуть. Откуда он взялся на моё счастье и как вытащил – не помню, только так сложились обстоятельства, что через несколько лет мы поженились и вместе прожили 42 года, – вспоминает Мария Николаевна.
До войны моя героиня окончила четыре класса, но считает, что этой грамоты ей хватило на всю жизнь, до сих пор хорошо пишет, читает газеты, интересуется политикой, вот только в последнее время глаза стали плохо видеть. Ещё, будучи сама девчонкой, в годы войны она заменила мать детям старшего брата. Он был на фронте, а его жена умерла в тылу. А потом умерла жена у её будущего мужа, оставив ему троих детей, старшей из которых было семь лет, а младшему – полтора года. К сожалению, на этом беды её семьи не закончились, и вскоре ушла из жизни её сестра-близняшка, оставив сиротой малолетнюю дочку Тоню. В дружной семье, созданной Марией и Виктором, нашлось место и для неё. Сейчас Антонина Васильевна Шульга живёт в Казахстане, но регулярно, раз в три месяца в течение последних десяти лет навещает тётю.
– Я Тоне очень благодарна. Приедет, всё перестирает, вымоет, меня в порядок приведёт, – отзывается о племяннице юбилярша.
Мария Николаевна не остаётся одинокой, по несколько раз в день её навещает соседка Софья Ивановна Алфёрова.
– Пока меня здесь нет – это мои глаза, уши и руки. Она ей помогает и в доме прибрать, и воды принести, и с огородом управиться, – говорит Антонина Васильевна.
Живёт Мария Николаевна Ильичёва в добротном просторном доме, который построили с мужем. С детских лет, привыкшая много работать, не может сидеть без дела. Рукоделие – это её любимое занятие долгими зимними вечерами. Вяжет, прядёт, а летом выполняет посильную работу в огороде. Лук, например, не доверяет вырезать никому: «Вы не по-моему это делаете», – говорит хозяйка, отказываясь от предложенной помощи.
– А живу долго, наверное, потому, что никогда ни на кого зла не держала, никого не проклинала, относилась ко всем уважительно и много работала, – поделилась секретом долголетия юбилярша.
Фото: автор