Абсолютно не правы скептики, которые считают, что исследования в области изучения малой родины, исчезнувших и живущих населённых пунктов малодостоверны и недостаточно доказательны. Не обнаруживают свежих интересных фактов и представляют собой общеизвестные сведения. А успехи в изысканиях истории возникновения Бучихи, Торбаковой, Горлатовой, Агарака, Новой Деревни! Наши исследователи заселения Новой Деревни, много времени и внимания уделяющие краеведческой работе, группируют вокруг себя подвижников-энтузиастов, людей, близких по духу, связанных с малой родиной кровными узами. И – что примечательно – их обширные краеведческие работы не повторяют друг друга. Значит, история Новой Деревни – «целина непаханая». Надо только иметь живой интерес к ней, чёткую гражданскую позицию, вкус к изысканиям.
К счастью, на недавно состоявшихся краеведческих чтениях Александр Георгиевич Ващенко, инженер-строитель из Тюмени, добавил много нового и интересного в историю Новой Деревни. Его труд представляет собой солидный фолиант в твёрдом переплёте, выполненный самиздатом. Он называется «История возникновения деревни Новой Юргинской волости Ялуторовского округа Тобольской губернии и заселения её полтавскими переселенцами в 1852 году». Автор познакомил со своей работой участников районных краеведческих чтений. Работая в составе жюри, я фиксировала оценки и отзывы организаторов и конкурсной комиссии Светланы Леонидовны Люнгрин, Валентины Георгиевны Мажуллы, Александра Прокопьевича Пыжова: «значительная работа», «интересное исследование», «умелая работа с архивным материалом». Труд на самом деле глубокий, серьёзный, основательный. Незаурядный. Строгий объективный взгляд, обусловленный многолетней исследовательской работой в теме. Особо порадовал язык и стиль работы, которые характеризуют автора как человека одарённого, мыслящего, с глубоким внутренним миром. Автор не раз принимал участие в краеведческих чтениях в Тюмени и Заводоуковском городском округе – в нашем районе его изыскания были восприняты с особым восторгом. Юргинцам они наиболее интересны и дороги. Давайте вместе перелистаем страницы истории деревни Новой.
Шагнуть отважно в неизвестность
«Памяти предков своих и их земляков –
полтавских переселенцев,
отважно шагнувших в неизвестное, посвящаю».
– Несколько лет назад я познакомился с деревней Новой Юргинского района, которая в течение 80 лет была малой родиной – местом жительства и последнего пристанища, по крайней мере первых двух поколений моих родных, пришедших из Малороссии в Сибирь. При первом же посещении я «полюблял» эту погибающую и не совсем знакомую мне деревню. Состояние, которое я испытывал в тот момент, можно охарактеризовать необычным и приятным чувством, которое внезапно меня охватило…
Самым востребованным историческим исследованием в последнее время стала тема составления родословной. Все вместе и вдруг мы вспомнили о своих давно умерших предках. Большинство составителей устраивала эта самая родословная в виде фамилий и имён людей, написанных на ветвях мощного дерева, или выстроенных на листе ватмана в цепочку, соединённых между собой линиями.
Не миновала эта участь и меня. Только в отличие от такой постановки вопроса меня интересовало буквально всё, от личных данных и быта до судьбы сельхозпредприятия и населённого пункта. В результате чего я и оказался в районном архиве села Юргинское. Здесь же я познакомился с историей деревни Новой, составленной к какому-то юбилею района. К сожалению, не удалось установить авторства этого документа, а факты заселения деревни не имели ссылки на какие-либо исторические документы. К этому времени у меня накопился уже довольно весомый материал, в том числе и ксерокопия дела о водворении полтавских переселенцев в выселке Новом в 1852 году, ревизские сказки 1850 года по деревне Новой и список переселенцев Полтавской губернии в Тобольскую губернию, составленный 10.06.1851 года.
Большой удачей считаю обнаружение в архивном фонде Главного управления Западной Сибири Омского областного архива материалов по отношению Полтавской палаты государственных имуществ о перечислении в Тобольскую губернию тамошних крестьян 1852–1854 годов. Трудно переоценить значение этого материала, поисками его я занимался около четырёх лет. Проанализировав полученные документы, выяснил, наконец, из каких населённых пунктов наши переселенцы, что в благоприятное время давало мне возможность проследить свою родословную в Малороссии вглубь на четыре поколения.
Мотивацией к написанию работы, которую я квалифицирую как историческое исследование, является желание донести до своих земляков истинные причины и масштабы формирования переселения и внедрения конкретной партии полтавских переселенцев.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".