Медиакарта
15:13 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Православие и мы

…Отец Алексий – довольно частый гость редакции, но в этот раз был как-то по-особому скромен и в то же время - торжественен…

- Вот… - после привычных приветствий и пожеланий здоровья, он протянул довольно объемное издание – «Непознанный мир веры». – Общался с населением, так многие, кажется, к православной вере с почтением и уважением относятся, а вот с её историей её, многими фактами, мнениями, исследованиями не знакомы… Может быть, это поможет прийти к осознанию пути Господня… Тут – богатейший материал для размышлений! А уж выводы читатели пусть делают сами…

С этого номера нашей газеты мы начинаем выборочную публикацию из 10-го издания книги «Непознанный мир веры», рекомендованной Издательским Советом Русской Православной церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

От издателя

В начале сотворил Бог небо и землю… – этими словами начинается Вечная Книга, Книга книг – Библия.

Кто же такой Бог? Может ли человек постичь Его? Да и есть ли Он в этом мире, где несчастья, зло, несправедливость господствуют порой почти беспредельно? Этот страшный вопрос о бытии Бога задавали себе миллиарды людей. И каждое поколение, каждый из нас не уйдет от поисков ответа на этот вопрос. Он достанется в наследство и нашим потомкам.

«Вечные, проклятые вопросы», – называл их Федор Михайлович Достоевский. Из глубин страшного могучего атеизма, по сравнению с которым атеизм среднего современного человека – примитивная банальность, Достоевский пришел к осознанной и непоколебимой вере в Бога, своего Создателя и Спасителя.

Познание Бога – путь всей человеческой жизни.

Поколение за поколением уходит в иной мир. Одни переступают эту грань спокойно, с надеждой и верой, что их ждет новая жизнь, ждет ответ за содеянное, но ждет и Милосердный Творец мира, Которого они познали по мере своих человеческих сил.

С ужасом умирают другие, вставшие на путь богоборчества, какими бы великими они ни казались миру.

В непонятный, таинственный мрак уходят люди, равнодушием погасившие в своей душе вопрос о вере. Хотя и они могли слышать слишком многое из того, что говорит: от вечности и от своей души человеку никуда не уйти даже после смерти.

Об этом и о многом другом рассказывает книга, которую вы держите в руках. Она предназначена не только для верующих православных христиан, но и для тех, кто еще не обрел веру в Бога или пребывает в сомнениях, однако искренне и честно хочет разобраться в величайших вопросах, встающих в жизни каждого человека, – о бытии Бога и отношениях между Богом и человеком.

Со страниц этой книги с вами будут беседовать ученые, художники, писатели, полководцы, общественные деятели, космонавты, артисты, певцы и музыканты. Вы узнаете поразительные факты из истории и современной жизни христианства, факты, которые тщательно, порой столетиями, скрывались от большинства людей. Вам откроется богатейший материал для размышлений, а выводы вы будете делать сами.

Кто знает, может быть человек, ищущий истину, откроет на страницах этой своеобразной «мозаики» некий лично для него Богом уготованный и только ему понятный ответ. А православный читатель найдет здесь немало полезных, иногда весьма неожиданных фактов для укрепления своей веры.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

САМАЯ ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений, тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Сам Бог передает людям через Свое Откровение».

Знаменитые люди о Священном Писании

Александр Пушкин (1799–1837): «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов… Книга сия называется Евангелием».

Дени Дидро (1713–1784), французский писатель и философ, энциклопедист: «Откровенно, со всей искренностью признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всем мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали Евангелие. Я осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое взятое отдельно, даже незначительное евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа».

Александр Герцен (1812–1870), писатель, публицист, революционер: «Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством: это меня проводило чрез всю жизнь; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».

Джордж Гордон Байрон (1788–1824), английский поэт: «В этой святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям».

Жан-Жак Руссо (1712–1778), французский философ и писатель: «Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи… не изобретаются, и история Сократа (в этом никто не сомневается) менее достоверна, чем история Иисуса Христа. Утверждать противное значило бы только отодвинуть в сторону сущность вопроса, но не разрешить его. Наш разум скорее готов принять, что одно лицо своею жизнью действительно дало содержание евангельской истории, чем допустить, будто несколько лиц, сговорившись, сочинили такую историю. Иудейские писатели не в состоянии были изобрести ни такого тона, ни такой нравственности. Евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой. Ко всему сказанному нужно прибавить, что Евангелие есть совершенно непостижимая вещь, которой не может постичь разум, но в то же время и не такая, которой не понимал бы мыслящий человек и с которою бы не мог согласиться».

Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель: «Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа, и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле…»

Федор Достоевский (1821–1881): «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн – разрешенных и откровенных! Гибель народу без слова Божия…»

Федор Тютчев (1803–1873), посылая Новый Завет своей дочери Анне, в сопроводительном стихотворении писал:

Но скудны все земные силы:

Рассвирепеет жизни зло –

И нам, как на краю могилы, 

Вдруг станет страшно тяжело. 

Вдруг в эти-то часы с любовью

О книге сей ты вспомяни –

И всей душой, как к изголовью, 

К ней припади и отдохни.

Иммануил Кант (1724–1804), родоначальник немецкой классической философии: «Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет» (Юнг-Штиллингу).

Блез Паскаль (1623–1662), французский математик, христианский писатель и философ: «Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении и в каких условиях он ни находился. Христос притягивает к себе все человечество».

Константин Ушинский (1824–1870), педагог, основоположник научной педагогики в России: «Евангелие – единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа Спасителя».

Чарльз Диккенс (1812–1870), английский писатель: «Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир».

Ответ Талейрана

В конце XVIII века один французский ученый задумал основать вместо христианства какую-то новую религию, но вскоре заметил, что почти никто не выражал желания к нему присоединиться. Он пожаловался на свою неудачу хитрому, но рассудительному политику Талейрану (1754 – 1838), и тот ответил так: «Да, ввести новую религию не безделица; однако я мог бы указать вам путь к достижению вашей цели». «А какой же?» – спросил философ. «Очень простой, – ответил Талейран. – Идите в мир, исцеляйте больных и воскрешайте мертвых, потом отдайте себя на распятие, и предадут вас земле, а на третий день воскресните из мертвых. Если вы это сделаете, то непременно достигнете цели!..»

Продолжение следует…