Я учитель... Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям,
знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А
сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу,
начиналось именно этими словами. И понемногу всё успокаивалось,
находило своё объяснение, вставало на места.
Да, я учитель и всегда хотела им быть: и когда училась в школе, и затем
- в университете. Мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о
сути этой профессии для меня далеко не праздный.
Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его
преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий
ребёнка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого
недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по
долгу службы. Учитель богат не только силой своих знаний, силой своих
убеждений, но и силой своей любви к детям, силой своего доверия, силой
своего прощения.
Каждый ребёнок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является
причиной моей постоянной неудовлетворённости своим профессионализмом.
Неудовлетворённости, растущей в геометрической прогрессии от объёма
прочитанного, услышанного и передуманного. От ошибки не застрахован
никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в
любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не
исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А
значит, нет права на ошибку.
Не навреди - одна из врачебных заповедей, но разве человеческая душа,
душа ребёнка, менее ценна, чем тело? Поэтому именно эта заповедь
составляет основу моего профессионального кредо.
Уметь чувствовать ребёнка, уважать его, уважать мнение детского
коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не
чувствовали над собой жёсткого контроля и в то же время ощущали
поддержку, - суть этической культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного
отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной
особенности. Я люблю слушать. Не просто содержание учебного материала,
а мысли. Считаю для себя высшим профессиональным наслаждением услышать,
пусть и отличный от моего, но осмысленный вывод из анализа каких-то
фактов.
Мой предмет - литература. И я стараюсь строить урок таким образом,
чтобы книга проходила через мысли и чувства ребёнка. Она должна
предстать перед ним не в виде образов, эпизодов, элементов сюжета, а в
форме идей и страстей, должна затронуть не только разум, но и душу,
пробудить эмоции. Позволить ребёнку научиться гордиться и восхищаться,
сожалеть и негодовать...
Давать возможность делать выбор, самостоятельно, взвешенно, - моя
главная задача как педагога. Литература - это и ключ к пониманию
современности, и ориентир на будущее. Воспитать человека критически
мыслящим - значит, обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека
уважающим чужое мнение - обезопасить от многих бед всё общество. В этом
вижу свою задачу. И в решении этой задачи учитель должен являть собою
пример.
Высшая ценность - это возможность общения. Через него лежит путь к
родству душ. Поэтому следующую свою заповедь я сформулировала бы так:
"Будь интересен". Будь интересен как профессионал, будь интересен как
интеллектуал, будь интересен как личность. Интересуйся тем, что
интересно твоим ученикам. На мой взгляд, от разносторонне развитого,
интересного детям учителя, пусть иногда и ошибающегося, гораздо больше
пользы, чем от сухого, узкого педанта, мало что знающего вне рамок
своего предмета. Ценность общения с интересным человеком сама по себе
является неотъемлемым компонентом образования, это не заменишь никаким
обучающим компьютером. Что уж говорить тогда о воспитании.
Учитель не имеет права не раскрыть заложенных в нём способностей, и в
этом тоже специфика профессии. Так же, как не имеет морального права не
помочь раскрыть свои способности ребёнку. "Помоги" - именно эта
заповедь заставляет двигаться по пути профессионального
совершенствования. Никому не дано знать, сколько талантов осталось
нераскрытыми, сколько потенциала не реализовано только потому, что
рядом с ребёнком не оказалось Учителя, способного оказать ему
своевременную поддержку. Сумевшего разглядеть, направить, выпестовать.
В этом я вижу суть успешности учителя. А успешный учитель воспитает
успешного ученика.
В "Криптограммах Востока" Сент-Илера есть трогательное сказание -
"Маленький индус, узнавший Учителя". Его спросили: "Неужели солнце
потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?" Мальчик улыбнулся:
"Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать
солнц!" Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит
мальчик, знающий Учителя.
Из века в век Время делило людей на созидателей, разрушителей и
созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они
изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей
профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он
Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и
итог профессионального пути педагога.
Людмила НАГОРНОВА,
учитель русского языка и литературы Богандинской школы N 1.