27 января исполняется 73 года со дня снятия блокады Ленинграда. Это событие считается одним из самых важных во всей истории Великой войны не только из-за военных действий, но, в большей степени, благодаря жителям города-героя. Самоотверженность, сплочённость, отвага, упорство, сила воли характеризовали людей, оставшихся в блокаде. Они не сдавались несмотря на отсутствие еды, холод и постоянные обстрелы. С сентября 1941 по январь 1944 года ленинградцы делали всё, чтобы выжить, чтобы не впустить врага в свой город. Бытует мнение, что современные дети не интересуются историей, плохо знают её. Мы решили узнать, так ли это. Накануне памятной даты среди учащихся Аромашевской школы был проведён опрос. Нужно было ответить только на один вопрос: «Что вы знаете о блокаде Ленинграда?»
Нина ГУМИЛОВА, 2 класс:
– Когда была война в Ленинграде, люди прятались в подвалах. А хлеб выдавали по специальным карточкам.
Иван САФОНОВ, 2 класс:
– Взрослые хлеб детям отдавали. Ребёнок ел, а они крошки доедали. Я уже мало что помню, но бабушка мне много о войне рассказывает.
Рита СИДОРОВА, 4 класс:
– У людей было мало еды. Они питались снегом и маленькими кусочками хлеба.
Артём ЕМЕЛЕВ, 4 класс:
– Когда машины переправлялись через реку (Ладожское озеро. – Авт.), некоторые проваливались и тонули – лёд не выдерживал. Летом на лодках плыли.
Андрей ТИМОФЕЕВ, 4 класс:
– У Тани Савичевой погибли родители. Она говорила в своём дневнике, что у неё погибла мама, папа погиб, сестра, брат, записывала день. Она тоже погибла.
Даниил ЛЕГОСТАЕВ, 7 класс:
– В городе был большой амбар, который спалили немцы. Вся мука и зерно сгорели. Пепел потом использовали для выпечки.
Кристина ОСИПОВА, 7 класс:
– Таня написала, что все умерли, осталась она одна. Потом и её не стало. Около 900 дней длилась блокада Ленинграда.
Ярослав СТЕПАНЮК, 7 класс:
– Знаю, что дневной паёк равнялся 250 граммам (для работающих, для иждивенцев – 125 гр. – Авт.), а место переправы машин зимой и лодок летом постоянно обстреливалось немцами. Фильм смотрел, где рассказывали, что к Рождеству для детей переправляли по «Дороге жизни» мандарины, а среди перевозчиков был диверсант. Он должен был отравить фрукты (речь идёт о многосерийном фильме «Ладога». – Авт.). Ещё немецкие войска взорвали сахарный, вроде, завод. Продавали землю, которая пропиталась сахаром. Чем выше слой, тем дороже (пожар на Бадаевских складах в декабре 1941 года, где хранился сахар. – Авт.).
Артём ЛЕМЕШКИН, 9 класс:
– В самом начале блокады немцы сожгли склады с припасами еды и, наверно, топливом. Голод был сильный.
Илья ШИХОВ, 9 класс:
– Есть было нечего – минимальный паёк был меньше спичечного коробка. Питались крысами, птицами, домашними животными.
Дмитрий ФРОЛКИН, 9 класс:
– В Ленинграде во время блокады жил композитор Шостакович, а из громкоговорителей часто звучала музыка. Если была медленная, то всё спокойно, если быстрая – значит, начинается бомбёжка. За время блокады погибло 900 тысяч человек (по разным данным погибло от 600 тысяч до 1,5 млн человек. – Авт.). Только 2 % из них – от бомбёжек, остальные от голода.
Хочется дополнить, что несмотря на непродолжительное время пребывания Д.Д. Шостаковича в блокадном городе, длившееся меньше месяца, именно здесь были написаны вторая и третья части знаменитой Седьмой симфонии. В день премьеры зал ленинградской филармонии был полон, были включены все люстры. Никто не обращал внимания на шум от авианалётов и от взрывов бомб. Музыка транслировалась по городским громкоговорителям, слышали симфонию и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Мёртвый, по их мнению, город не только восстал, но и имел свой голос, который внушал врагам страх и заставил сомневаться в собственных силах.
***
Когда задаёшь вопрос о блокаде, все ребята тут же замолкают, кто-то говорит, что ничего не знает. Скорее всего, это реакция на незнакомого человека и внезапный вопрос. Спустя минуту кто-то что-то начинает вспоминать, но когда произносишь наводящие фразы («Дорога жизни», «Таня Савичева», «голод», «хлеб»), сразу начинается шум – они вспоминают. Тут же поднимаются руки, ребята наперебой рассказывают знакомые всем факты. Неважно, откуда они узнали об этом событии, даже не так страшно, что вспоминают не сразу. Главное – что они знают. Знают, почему люди умирали и за что.
– В Ленинграде была лаборатория селекции зерна, – рассказала во время нашей встречи одному из классов учитель истории и обществознания С.В. Степанюк. – Даже в годы голода сотрудники этой лаборатории не съели ни одного селекционного зёрнышка. В городе стоял холод, но ни одной книжки из библиотек не было сожжено. За мужество и самоотверженность людей Ленинград получил звание города-героя.