Во все времена были и есть дети, в силу разных причин оставшиеся без попечения родителей. Но каким бы ни было сиротство каждого из них: умерли родители, лишены родительских прав, государство берёт на себя ответственность за каждого ребёнка. В нашем районе почти сто детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят в списке нуждающихся в очереди на жильё.
Специалист сектора опеки, попечительства и охраны прав детства района Татьяна Васильева рассказывает:
– В список нуждающихся в жилье включают детей в том случае, если у них нет в собственности дома или квартиры. Когда у сироты есть доля в собственности родителей, тогда мы оцениваем состояние жилого помещения, возможность проживать в нём. Если ребёнку принадлежит менее 15 квадратных метров жилой площади или в нём невозможно проживать – тоже включаем в список. Среди сирот в последние годы прошло порядка десяти человек, у которых было своё жильё. Пока сирота не проживает в собственном доме – специалисты опеки ежегодно контролируют состояние жилья. Окончательное решение по пригодности жилья комиссия принимает, когда ребёнку исполняется 14 лет.
Чаще всего сироты признаются нуждающимися в жилье. В 2014 году – тридцать человек были обеспечены жильём. В прошлом году двенадцать сирот получили квартиры в Голышмановском районе, четверо – на территории Юргинского района.
– В Юрге в прошлом году был построен многоквартирный дом, очереди там нет, поэтому сиротам мы предложили вариант с переездом в соседний район. Многие согласились, – рассказывает Татьяна Ивановна, – С селом Юргинское у нас сейчас общая территория, один межрайонный сектор опеки и попечительства, поэтому вот такой вариант решения жилищного вопроса устроил сирот.
Одно из обязательных требований, предъявляемых к жилой площади для детей, оставшихся без попечения родителей – благоустройство. Почти в каждой многоквартирной новостройке выделяются квартиры для сирот. Для них возведены благоустроенные дома в сёлах Ражево, Земляной, Усть-Ламенке. В прошлом году поселились молодые в новом доме в селе Медведево, идёт процесс заселения двух четырёхквартирников в Ламенке. Квартиры в них – небольшие, в пределах 28 квадратов общей площади. В домах проведены отопление, водопровод, канализация. Просторный коридор и большая комната-студия, где жильцы размещают и кухню. Дома для сирот в районе строит ООО «Сибстрой» сразу «под ключ», заходи и живи. В Усть-Ламенке, к примеру, домики обшиты сайдингом, в Земляной фасад уже из красивого отделочного кирпича.
С 2013 года жильё предоставляется сиротам на условиях найма в специализированном жилищном фонде, без права приватизации в течение пяти лет. По сути, новый порядок предоставления жилья должен уберечь молодых людей от неоправданных ошибок в начале жизненного пути. Сколько угодно случаев – получив от государства квартиру, после приватизации многие быстренько продают её или становятся жертвами квартирных мошенников. Цель изменений в законодательстве благая – пять лет без права приватизации должны научить сироту нести за жильё ответственность и исправно вносить платежи, оценить преимущества проживания в собственной квартире. А спустя эти годы они уже решат – приватизировать жильё или нет.
На деле, получив долгожданную квартиру уже по новым правилам, многие сироты радости не испытывают.
В Земляной в новеньком четырёхквартирнике проживает только Кристина Тихонова с маленькой дочкой Сашей.
– С одной стороны, я рада, что у меня есть свой угол. Жила в посёлке, согласилась переехать сюда, потому что в посёлке пока нет квартир. Мне 22 года, и ждать уже не хотела. А с другой стороны – приходится трудно. Дочка маленькая, работы у меня пока нет, получаю только детские, трудно оплачивать коммунальные.
В квартире-студии, которую получила Кристина, лишь самое необходимое. Пара диванов, кроватка для дочки, плита. В прихожей – шкаф, в санузле – стиральная машина-полуавтомат. Часто бывает в гостях у внучки бабушка Клава – родная душа. Вот она немного помогает осиротевшей девять лет назад внучке. Недолго живёт в квартире Кристина, но видно, что с ребёнком она не успевает навести порядок. Сиротство накладывает свой отпечаток – часто выросшие в казённых стенах оказываются не приспособленными к самостоятельной жизни, не привиты даже обычные навыки.
В соседних квартирах – тишина. Местный, земляновский парень, попал в места лишения свободы. В двух квартирах хозяйки почти не бывают. В Ражево, в Усть-Ламенке – такая же ситуация. Один-два человека живут, другие ищут счастья вдали от дома. Будь у них право приватизации уже сейчас, продали бы квартиры – и остались ни с чем. Кстати сказать, на Земляновской территории местные сироты ещё есть, и они почему-то получают квартиры в посёлке, а не в родной деревне.
Фото Алексея Бодрова