Иду к моим добрым соседям Мельниковым Фёдору Ивановичу и Надежде Антоновне – 5 февраля у них бриллиантовая свадьба, 60 лет совместной жизни… Мельниковы – люди скромные и работящие.
За восемьдесят далеко, а спокойствия не терпят, всё суетятся по хозяйству: летом – в огороде сорные травинки до единой вырвут, зимой – ещё до зари корм животным варят, а потом дед Фёдор снег лишний из ограды таскает. «Сидеть сложа руки – день долгим покажется», -- так всё дед приговаривает.
…Вхожу во двор, взгляд бросаю на кухонное окно: сидят супруги за столом, молитвословы в руках, губы шепчут слова обращения к Богу. На службу в храм по субботам ходят, помогают в таинствах: на крещении «у свечей» стоят, просвирки подают. Через всю жизнь, через советское противоцерковное время веру несут…
-- Я жила в Боровлянке, -- говорит Надежда Антоновна, -- нет уж деревни такой. Девочкой лет четырёх была, но помню, как церковь разрушали, как бабушки плакали, когда кресты падали. Моя мама верующая была, с любовью к Богу воспитывала и меня. Ни в школе, ни где-то ещё не разрешали про Бога, про веру говорить.
-- А у меня дед, материн отец, верующий был, -- вступает в разговор Фёдор Иванович. – С Украины семьи в Сибирь от голода шли, дед среди них. Рассказывал: в деревни просились, но не пускали местные, потому свою деревню Верхнюю Спириху заложили, в Абатском районе, одни украинцы в ней жили. Там вот бабушка одна у нас была, все обряды церковные почитала. Мы, уже когда поженились с Надей, ходили к ней в избу. Помню, на Пасху – на всю ночь, ещё пасочки святили.
Познакомились молодые в клубе. Деревеньки рядом были. Целых четыре года Фёдор к будущей жене на коне верхом ездил, а в 24 года свадьбу сыграли.
-- А детство трудным было, всё работали и работали, -- вздыхает Надежда Антоновна. -- На лесозаготовки отправляли подростков, там пилили вручную лес. Придём в барак все мокрые, и посушиться негде. С октября до конца февраля так работали. А потом мне родственница сказала: «Надя, иди свиней пасти, девчонки другие бегают, их никуда не посылают». Не любила я свиней пасти, но всё равно пошла, лишь бы от дома недалеко. Так до свадьбы свинаркой и проработала. Потом -- дояркой на ферме.
-- А моя родная специальность кузнец, -- подхватывает рассказ жены Фёдор Иванович. – В армию не взяли, и я хотел на тракториста учиться, но председатель колхоза велел в кузницу идти, ведь кузнец уже старый. Так я и стал кузнецом, и работал им до 1987 года. И в Викулово с 1969 года, когда переехали, -- в транспортной конторе. А жена хлеб печь на пекарню пошла.
Назывался Фёдор Иванович кузнецом, а работу выполнять всякую приходилось: бак у машины потёк – запаивал, жесть на капоте или крыле машины лопалась – заваривал, центральные болты в рессоры ковал, вручную, станка токарного не было сначала.
Всё село умелого кузнеца знало, каждый шёл со своей проблемой: кому лопатку подтянуть да наточить, кому к плугу, кому к телеге, кому к машине запчасть соорудить. Не пустовал дом Мельниковых, но хозяева всех привечали, старались помочь, как могли.
Росли в семье Мельниковых двое детей – Галя и Иван. Когда дети уже своими семьями обзавелись, постучалась в дом страшная трагедия – погиб сын Иван. Нечеловеческие душевные страдания ещё больше приблизили супругов к Богу, читали молитвы, исповедались, чтобы душе сына милостивил Бог успокоение.
-- Когда церкви только начали возрождать, и в нашем селе тоже, мы с первого дня ходили в здание кинотеатра. Оборудовали церковь силами прихожан. Ни печей, ни батарей не было. Мёрзли. Жгли дрова в жестянках. Но всё равно исправно ходили, -- вспоминает Надежда Антоновна. – Когда храм начали реставрировать, нас перевели в избу. После Галя начала в храм ходить, сейчас всё время там, и поёт даже. Душеполезно всё это...
У Мельниковых два внука и две внучки, два правнука и две правнучки. Продолжает внук Антон дело своего отца Виктора Николаевича, зятя Надежды Антоновны и Фёдора Ивановича, -- коневодство. Лошади – это всё для семьи Меляковых. Ни одно народное гулянье в селе не обходилось без лошадок Виктора Николаевича, хоть зимой, хоть летом. Антон приобрёл даже специальную «коневозку», доставляет всем желающим лошадок, даже за пределы области. Сейчас у Меляковых 12 лошадей – и молодых, и зрелых. Летом они на вольном выпасе, зимой – в стойлах.
У детей кони любимцы, а у деда с бабушкой другие домашние питомцы. Сейчас курочки у них во дворе, по весне поросят берут, а прошлым летом экспериментировали – индюшат завели. Ох, и прихотливые они в еде!
-- Ну кто мог подумать, что они луковое перо любят? – удивляется дед Фёдор. – Соседи по улице бутун нам срезали, всем миром, в общем, кормили. Двух птенцов потеряли всё же. Остальных выкормили, много мяса по осени было!
Так вот и живут уже 60 лет вместе. Горе – вместе, радость – вместе. Для того и семья нужна – чтобы быть кому-то нужным. Всяко пришлось в жизни. Но жить, а значит, и делать что-то полезное -- для них главное. Жить с миром, уступая друг другу, уважая друг друга, оберегая. С большим юбилеем, дорогие Надежда Антоновна и Фёдор Иванович! Долгих лет!
На снимке: супруги Мельниковы
Фото Т. СУХОВОЙ