На Пискарёвском кладбище застыла тишина.
Землю плугом адовым вспахала здесь война.
И на поле вечности
Зло своё посеяла против человечности.
Эти строки из стихотворения Валентины Киселёвой из посёлка, которые она написала после посещения Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге. В сердце каждого человека, побывавшего в этом мемориальном комплексе, блокада города в течение 900 ночей и дней, подвиг жителей города и его защитников отзывается болью. У Валентины Георгиевны на войне остались дяди – погиб брат отца, без вести пропали братья мамы.
С блокадным Ленинградом сибиряков связывает многое. Наши земляки из Катышки и Малышенки, из Ражево и Земляной воевали под Старой Руссой и Псковом, защищали город, окружённый плотным кольцом врага. А в январе 1944 года многие голышмановцы участвовали в освободительных боях за Ленинград, пока кольцо блокады было окончательно не снято. В докладе Гитлера «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года говорилось: «... сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией..., остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Планам фашистов на быструю победу над Россией не удалось свершиться, стойко сражались бойцы Красной Армии за «колыбель революции», жители города продолжали стоять у станков военных заводов, работать на телеграфах и в госпиталях. Город жил, воевал, через тоненькую нитку «дороги жизни» продолжали доставлять продукты, лекарства, топливо. Вся страна следила за военными событиями под Ленинградом. В районной газете «Колхозный призыв» в августе 1942 года в сводке передают: «На Ленинградском фронте активными действиями снайперов и разведчиков уничтожено до 400 вражеских солдат и офицеров. Только снайперами подразделения тов. Черепанова за один день истреблено 168 гитлеровцев». Такой ответ был на злодеяния гитлеровцев в оккупированной Ленинградской области. Они убивали, жгли, отнимали скот и скудное продовольствие. На страницах районки сообщалось и о том, как живут в домах-интернатах Голышмановского района эвакуированные дети из блокадного Ленинграда, о чём пишут их родители в письмах с фронта и из замерзающего города. Писали часто весточки на обычных почтовых открытках. На длинные письма тем, кто остался в Ленинграде, не было ни сил, ни времени.
«Добрый день, Галя. Шлю привет и массу хороших пожеланий от папы. Получила письмо, пишет, что жив и здоров, что и вам желает. Пишите, жду ваших писем. Ваша мама. Привет Серёже Чурочкину». Такими короткими письмами зачитывались все – и дети, и деревенские жители. Они говорили о том, что город выстоит в блокаде и победит.
К сожалению, в районном отделе военного комиссариата нет полных списков наших земляков, награждённых медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы» и многих других городов страны. Работа такая не завершена и в ЦАМО, она будет продолжаться благодаря тем, кто интересуется историей своей семьи, своего края.
2 февраля ещё один памятный день воинской славы России – разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 году. Победа у волжской твердыни стала символом стойкости советских солдат. А медаль «За оборону Сталинграда» вручалась всем защитникам города. Совсем немного остаётся ветеранов войны среди нас. Одна из них – Александра Михайловна Хамова. Для молоденькой радистки война началась с огневого рубежа под Сталинградом в зенитно-прожекторной части. Потом – долгий путь на запад, ранение под Ровно. Возвращение домой.
Таких, как она, было много. Ушли дорогой солдат З.М. Сусликова, Т.А. Дронова – тоже служившие в зенитных частях. Ушли те, кто сражался под Москвой и на Курской дуге, в Ленинграде и за Берлин. Сейчас в районе осталось чуть более десяти ветеранов войны.