…Мы на Михайловском отделении СПК «Таволжан». Со своей работой знакомит телятница, или, другими словами, оператор по уходу за молодняком крупного рогатого скота – Л.И.Папушина.
Перед экскурсией она говорит немного смущаясь: «Пропахнете же, всё-таки ароматы там такие». «Это нормально!» – в один голос ответили мы с коллегой. Забегая вперёд, скажу, Людмила Ивановна настолько увлечённо рассказывала о своих питомцах, что ни на что другое мы просто не обратили внимание.
В животноводстве Л.И.Папушина трудится с 1988 года. Сначала был совхоз «Александровский», затем ЗАО «Алекс». В настоящее время – СПК «Таволжан».
– Родители работали в сельском хозяйстве. Мама дояркой, папа – механизатором. Труд этот мне был с детства знаком. Бегала на ферму, помогала. Поэтому и пошла в животноводство. Начинала дояркой, потом нужна стала телятница, вот и перешла, – рассказывает Людмила Ивановна.
– Есть ли разница между этими специальностями? – поинтересовалась я.
– С телятами ответственнее! К нам они попадают новорождёнными. Ухаживать надо как за маленькими детьми. Они тоже болеют: и кашляют, и чихают, и температура бывает. Тогда мы с врачом лечим их. За каждого телёнка, как за ребёнка, душа болит! Честно сказать, иногда так переживаю, что и ночами не спится, даже валерианку принимаю! Уже не сосчитать, сколько наборов у меня было, но до сих пор беспокоюсь за каждого своего питомца. Вот и сейчас в группе пятьдесят шесть телят, – делится чувствами моя собеседница.
…Заходим в помещение. Клубы тёплого воздуха вырываются наружу. Стараемся скорее закрыть двери. Первыми гостей встречают бурёнки, ведут в нашу сторону глазами с поволокой. Проходим в профилакторий. Над деревянными клетками, где лежат совсем малютки, светят красные лампы. Тут же греются пушистые коты.
– Телята биркуются по-разному. У тёлочек – левое ухо, у бычков – правое. Как правило, девочек молочком поим побольше, так как они идут на будущих коров. Мальчиков поим поменьше, но они и сами по себе более массивные, крупные, – рассказывает телятница.
Ферму мы посетили в послеобеденное время. После кормления телята лежат и полусонно жуют жвачку. Всё ж таки жвачные животные.
– Иди, иди сюда, – ласково подзывает своих питомцев Людмила Ивановна. – Вот он мой зайчик! А вот ещё один! Кормим три раза в день. Рацион у каждого свой, в зависимости от возраста. Даём дроблёнку, сено, сенаж, витамины.
По итогам соревнования минувшего года Л.И.Папушина завоевала диплом первой степени среди операторов по уходу за молодняком крупного рогатого скота, обеспечивших наивысший среднесуточный привес на откорме КРС. Что стоит за этими словами?
– Ответственность большая. Много времени этой работе на наборе уделяется. Бывает, и по девять часов здесь нахожусь. Это же надо их вырастить с новорождённого возраста, пропоить, откормить, все вакцины проставить и отдать готовыми на выгон. Немалая работа, – делится мнением телятница.
…Экскурсия по ферме продолжается. Словно заслышав нас, замычал телёнок.
– Здесь стоят подрощенные телята. Сейчас мы их от выпойки отучаем, на воду перевели, готовим на улицу переводить. Всё, выросли наши малыши, – с лёгкой грустью, но и с заметной гордостью говорит Людмила Ивановна. – Они меня, даже когда на выпасе, узнают, отзываются.
А большеглазый телёнок снова мычит укоризненно: «А вот если вас без сладкого оставить? Понравится?».
– Чем хороша Ваша работа? – интересуюсь.
В ответ Людмила Ивановна призадумалась и ответила так: «Бывает тяжело, конечно. И руки болят, и ноги болят. Возраст уже подходит тоже. Усталость от работы, но и силы в ней же черпаю. Например, заболел телёнок, а мы с врачом его вылечили, на ноги поставили, и вот он прыгает, скачет – здоровенький! И так хорошо на душе становится! Радость от того, что мы это смогли сделать!».
…Знаете, я не просто смотрела на свою собеседницу, я ею любовалась. Приятно, когда у человека, рассказывающего о своей профессии, увлечённо горят глаза. Значит, он находится на своём месте!
Фото Алексея ЛАВРОВА