Медиакарта
17:56 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Доплывут ли пираты до Исети?

Доплывут ли пираты до Исети?
12:17 | 13 октября 2010
Источник:

На прошлой неделе в школах области стали появляться плакаты, приглашающие старшеклассников поиграть в Тюменскую модель ООН, которая пройдет в ноябре в ТюмГУ. Вроде бы наш город никак не пересекается с этой авторитетной организацией, подумали мы. Оказалось, еще как пересекается!

В этом нас убедил координатор международных проектов отдела по внеучебной работе ТюмГУ Павел КУЗНЕЦОВ, с которым мы говорили не только об ООН, но и о том, как тюменские студенты и школьники покоряют мир.

Все по-настоящему

– Павел, а сами вы бывали за границей?

– Пока был студентом, вообще за пределы страны не выезжал. Даже в Турции не был. И только с 2002 года, когда стал аспирантом Института государства и права и одновременно преподавателем, у меня появилась такая возможность. А в 2006-м выиграл интереснейшую стажировку по программе повышения квалификации министерства иностранных дел США. Она проходила целый год в Нью-Йорке. Когда вернулся в Тюмень, ректор ТюмГУ Геннадий Чеботарев предложил мне заняться международными проектами. Как раз самым первым и самым крупным мероприятием и стала Тюменская модель ООН.

– Что она из себя представляет?

– Это такая конференция-симуляция, или, проще говоря, ролевая игра, где, правда, все происходит, как на реальных заседаниях Организации Объединенных Наций. Каждый участник представляет какую-то страну, и в течение 3-4 дней на русском и английском языках идут дебаты по тем глобальным проблемам, которые рассматривает ООН. Соблюдаются все правила процедуры. Проводим две конференции в год: в ноябре – для старшеклас- сников, в феврале – для студентов. На последнюю конференцию к нам приехали не только участники со всей России – от Калининграда до Читы, но и из зарубежных стран – США, Франции, Китая и т. д.

– И все-таки что дает эта игра студентам и школьникам?

– Этот вопрос нам задают часто. Казалось бы, что за дело делегатам из Исетского района до проблем, связанных с пиратами Сомали, которую в прошлом году они обсуждала в течение 4-х дней. Но дело-то не в том, как сформулирована проблема. Участникам интересны технология принятия решений, умение вести переговоры, поиски компромисса. Организаторы модели ООН, которой свыше 80 лет и в которую играют почти во всех странах мира, говорят: «Мы не готовим людей для ООН, мы их готовим для жизни».

– В модель ООН играют во всех крупных вузах страны?

– Впервые в России эта методика появилась в 1990 году и быстро распространилась по многим вузам страны. Но в УрФО мы были первыми и до сих пор остаемся единственными. В феврале этого года делегация из 20 студентов и молодых преподавателей нашего университета совершила ознакомительную поездку в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.

– Наша делегация не ударила в грязь лицом? Не комплексовали студенты?

– Только в первый день. Я так перепугался, думал – все, провал. Это был брифинг. Полтора часа представитель Испании рассказывал нам о роли своей страны на мировой арене. А затем наступило время вопросов. И – тишина… Но после этого «первого блина» все наладилось, и на наш университет обратили внимание даже в МИДе и в Информационном центре ООН. В конце ноября ожидается поездка нашей делегации в Женеву, в Европейское отделение ООН.

Чем мы можем удивить

– Какие еще международные проекты есть в университете?

– Есть творческий конкурс, посвященный проблемам межкультурной коммуникации «Тюменский студент покоряет мир». Он три года проводился в рамках университета, но с этого года будет областным – в него включаются Югра и Ямал. Причем мы не даем призы за фотографии из разряда «я и Эйфелева башня» или за эссе «как я в Мюнхене доехал от аэропорта до гостиницы». Например, в этом году в специальной номинации этого конкурса, посвященной 65-летию Победы, один студент-первокурсник рассказал в эссе о том, как он ездил в Германию на языковые курсы и познакомился с бабушкой, у которой во время войны тяжело ранили жениха. Она говорила о том, что и немцы страдали от фашизма, а свастика для них – такой же ненавистный и страшный знак, как и для нас.

А еще есть проект Global Classroom или «Международный урок». Это встречи с иностранными гостями, которые мы организовываем для старшеклассников Тюменской области.

– Наши студенты стали гораздо чаще выезжать за границу. Раньше для этого нужно было собрать кучу характеристик, справок, с выезжающими беседовали представители разных органов, предупреждая о бдительности. Сейчас это стало проще?

– Думаю, что ни один человек даже в масштабах университета не знает, сколько и куда уехало в каникулы студентов. Никакой статистики не ведется ни организациями, ни правоохранительными органами.

– А живут наши студенты намного беднее, чем в Европе или в США?

– На мой взгляд, не хуже, во всяком случае, на бытовом уровне. Для малоимущих есть программы поддержки из бюджетов области, города, университета, гранты. К нам студенты из Страсбурга часто приезжают, мы их селим в общежитие №1 на ул. Комсомольской. Они сами говорят, что у них общежитие хуже. У нас даже стиральными машинами бесплатно студенты пользуются, что для иностранцев удивительно. В Европе и в США у всех этих машин отверстие, куда монеты бросают. Приходишь со своим порошком, бросаешь монету и 40 минут стирай.

– А многие, поездив по миру, пытаются перебраться на Запад на постоянное место жительства?

– Я здесь тоже ограничусь одним, но показательным примером. Одним из способов для того, чтобы остаться в США работать, является грин-карта, вид на жительство. Есть разные способы ее получения и один из них – по лотерее. Более семи лет Россия в ней не участвовала, поскольку процент эмигрантов превышал квоту МИД США. А в этом году впервые нам разрешено в ней участвовать. Я знаю, что не только стали уезжать меньше, но и обратно возвращаются те тюменцы, которые в 90-е годы прошлого века уехали жить в те же США. В России сейчас не меньше возможностей, а в некоторых секторах экономики, особенно при наличии таланта, даже больше.

Юрий ПАХОТИН