В конце минувшего года в с. Вагай поступила только что изданная в областном центре книга «История развития автомобильного транспорта в Тюменской области».
Это многостраничный труд не одного десятка людей – членов редакционного совета, бывших и настоящих руководителей структур автотранспорта, журналистов. В его издании оказали помощь депутаты областной думы.
Книга представляет интерес не только для тех людей, которые связаны с этой отраслью хозяйства, но и простых читателей. В ней показаны основные этапы развития грузового и пассажирского транспорта не только в Тюмени, других городах области, но и в районах, в том числе Вагайском, которому посвящен отдельный раздел. Кстати сказать, восстановление истории этого развития даже в одном, к примеру, в нашем районе, оказалось делом непростым. Свидетельствую об этом как непосредственный участник подготовки материалов к печати. И сложность заключалась не только в том, чтобы встретиться с десятками людей, которые уже в пенсионном возрасте, и записать их воспоминания о годах работы. Главное – требовалось собрать необходимые документы, подтверждающие существование той или иной структуры автомобильного транспорта в определенное время.
Причина в том, что созданное в июне 1962 года в Вагае «Автохозяйство» потом меняло и хозяина, и название. Только за первые четыре десятилетия предприятие переименовывалось более 15 раз, на посту руководителя побывало не менее десяти человек. Оно передавалось то Тюменской областной, то Тобольской автотранспортной структуре с обязательным назначением нового начальника. Так что документы предстояло искать в разных местах. Но нынешний генеральный директор ОАО «Вагайпассажиравтотранс» Н.Н. Чусовитин приложил немало труда для восстановления истории.
Упомянутое «Автохозяйство» в 1962 году было создано на базе десяти автомашин ГАЗ–51. Им стал руководить Г.П. Соляных. Свою роль это предприятие хотя и выполняло, но для перевозки грузов, разумеется, его было недостаточно.
«Вагайский район, – говорится в книге, – наряду с Тобольским, Уватским, входит в тройку самых крупных на юге Тюменской области. Он расположен в северо-восточной части ее сельскохозяйственной зоны. Общая площадь составляет 18,4 тысячи квадратных километров. Огромные пространства, занятые тайгой, болотами, озерами, изрезанные реками и речками, мешают развитию путей сообщения между населенными пунктами, расширению сети автомобильных дорог…». Дороги долгое время были грунтовыми, без твердого покрытия.
Беда еще и в том, что по территории района не проходит железная дорога. Ближайшая железнодорожная станция «Тобольск», появившаяся только в 1968 году, расположена более чем за сотню километров от Вагая. Грузы, прибывающие для района, необходимо доставлять на автомобильном транспорте, завезенные же по Иртышу также требуется возить от пристани к местам назначения на автомашинах.
Перевозка пассажиров как внутри района, так и по маршрутам Вагай – Тобольск, Вагай – Тюмень осуществляется в основном автобусами. Водный и воздушный транспорт, интенсивно использовавшийся в 60‑80‑е годы, конкуренции автомобильному теперь не составляют. Так что без автотранспорта сейчас просто невозможно обойтись.
В былые времена, о чем тоже рассказывается в книге, автотранспортное предприятие то включало в себя грузовые автомашины и автобусы, то выделяло их в отдельные подразделения.
На протяжении многих лет у предприятия не было соответствующей материальной базы. Нелегко приходилось в те времена руководителям, имена которых в книге тоже названы. Ими были Г.П. Соляных (1962‑1964 гг.), Д.М. Косолапов (1964‑1969 гг.), В.В. Колчанов (1969‑1983 гг.), Н.А. Голошубин (1980‑1985 гг.), В.Ф. Антипин (1988‑1996 гг.). В мае 1997 года на предприятие под тогдашним названием ОАО «Вагайское ПАТП» на должность руководителя пришел Н.Н. Чусовитин. Он и поныне руководит им, но уже имеющим другое название, другую базу, другой коллектив, другую технику – автобусы.
Предприятие – прежде всего это коллектив работников. В основном это замечательные люди, мастера своего дела. В свое время в нем трудились и оставили о себе хорошие воспоминания Т.Ф. Сухинин, А.К. Зайцев, В.П.Халецкий, А.Ф. Шаргин, В.Н. Дудинов, А. Деркач, Ю.А. Базанов, З.С. Тимиров, С.А. Тунгулин, В.А. Куленков, А. С. Овчинников, В. А. Кармацкий, М.Ф. Абусагитов и другие.
Однако успехи коллектива зависели и зависят не только от водителей автобусов, но и от тех, кто их обслуживает, ремонтирует, выпускает в рейс. Среди них Н.И. Бельских, А.В. Коптяев, В.В. Ординарцев, Н.Г. Сухинин, А.В. Фирсов. Некоторые уже на заслуженном отдыхе, других нет в живых.
Многие члены коллектива отмечены наградами, благодарностями, составляют его гордость. О некоторых из них рассказано на страницах этой книги. История предприятия продолжается.