-- Если бы мне сказали лет в 55, к примеру, что доживу до такого славного юбилея, я бы только рукой махнула, -- смеётся баба Тася, и в подтверждение слов своих, чуть делает отмашку. – Это с нашим-то детством? А вод, поди ж ты, дал Господь дней…
Родословная Анастасии Архиповны Камагоровой (Соловьёвой) своими корнями уходит в Центральную Россию, а если точнее – в Смоленскую губернию, где жили когда-то её деды и прадеды и отец с матерью. В 30-х годах, в эпоху «великого переселения», многие кержаки Смоленщины ринулись в бескрайние просторы Сибири в поисках счастья и вольных хлебов. Большинство не дошли: кто умер в дороге, кто прижился там, где его оставили силы, кто повернул обратно, разуверившись в праве выбора. Семейство Соловьёвых, отмотав тысячные вёрсты, достигли нашего «медвежьего угла», обосновались сначала в деревне Катай, по направлению властей, а потом осели в Калинино – село побольше, с рекой, на почтовой дороге стоит. Было это в 1931 году, когда и родился у них предпоследний ребёнок, дочка Настенька. Отец, Архип Павлович, как и большинство мужиков, трудился в колхозе, а мама, Лукерья Петровна, больше по домашнему хозяйству, да с детьми – ведь кроме Насти на руках ещё было пятеро: Михаил, Валентина, Константин, Павел и Зинаида.
Детство (а было ли оно!?) пролетело как-то незаметно – в работе по дому с ранних лет, в заботах о младшем брате Толе, родившемся восьмью годами позже, когда девочка уже села за школьную парту. А после окончания семилетки, опять работа – колхозная.
-- Тогда она почти не различалась на мужскую и женскую: бабы также землю копали, топором махали, заготовляя дрова в лесу, сено косили и за скотом ходили, -- вспоминает Анастасия Архиповна. – Трудно, но весело жили, особенно после проклятой войны. Бывало, прибежишь с фермы или с поля, уставшая, а ещё дома дела ждут – у каждого они распределены были, потом умоешься, переоденешься и в клуб, или на поляну, к костру, где молодёжь с гармошкой собиралась.
На одной из таких вечеринок и повстречала Анастасия Михаила Камагорова, парня из деревни Базариха. Подружили, да и свадебку отвели, дом свой поставили, дети пошли – Надежда и Александр.
Жить бы да жить молодым, но пришла в семью беда – захворал, умер хозяин. Поплакала, погоревала Анастасия, но, как говорится, слезами горю не поможешь – надо дочь с сыном учить, в люди выводить. По-прежнему работала в совхозе «Коточиговский» на разных работах, одно время – на молоканке, принимала молоко, после – учётчиком Базарихинской фермы.
Запомнился 1965 год, когда председатель Коточиговского сельпо Александр Иванович Антонов предложил ей поработать продавцом в местном магазине. Подумала – непривычно как-то, боязно, но подружки поддержали: «Иди, Таська, с народом ты умеешь ладить, да и арифметику знаешь!». Согласилась, пошла, да и проработала в кооперации более 20 лет! Ни одной жалобы от покупателей, ни одного замечания от руководства в «послужном списке» Анастасии Архиповны за этот период, только хорошие отзывы да поощрения разного рода.
Уже, будучи продавцом, познакомилась Анастасия с Густавом Блауманом – переселенцем из Прибалтики, работал счетоводом на Анценской ферме совхоза. Рано овдовевший, с двумя осиротевшими сыновьями – Анатолием и Юрием, которых также нужно было ставить на ноги. Посидели за накрытым столом все вместе, поговорили, да и решили одной семьёй жить, тем более, что и дети подружились, стали воспринимать друг друга, как родные. А это главное в семейных отношениях.
Так и зажили, спокойной, размеренной жизнью, дополняя друг друга. Днём – работа, вечером – дом с большим хозяйством, с огородом; вместе – на сенокос, в деляну, за грибами и ягодами.
И опять несчастье полыхнуло – после болезни не смог оправиться Густав Августович, совсем занемог, скончался.
-- Видно, судьба у меня такая – жить одной, -- сокрушается Анастасия Архиповна. – От этого не уйдёшь…
В конце 80-х годов передала А.А. Камагорова свой «Продмаг» другому продавцу, оформилась на заслуженный отдых. Жила одиноко в своём домике, стоящем на высоком красивом месте, в Базарихе. Не попускалась хозяйством – корова, телята, поросята, куры – все при ней, огород большущий – картошка, морковь да капуста – свои. Для детей старалась. И напрасно звали они её к себе: «Поедем, мама, к нам, тяжело тебе!», отнекивалась по-доброму: «Да я всё сама ещё могу, зачем вам мешать». Единственно, на что согласилась -- переехать в Коточиги в благоустроенную квартиру. С трудом привыкала к «казёнке», вспоминая свой домик. Но и здесь не сидела на месте: хлопотала по огороду и корову держала (в 80 лет!). Еле отговорили дети (в том числе и Анатолий с Юрием, которых Анастасия Архиповна взаимно считает своими родными) от этого, но огородом и цветами не попускается по сей день: без работы в любом возрасте нельзя, говорит.
…3 февраля А.А. Камагоровой исполнилось 85 лет – дата солидная, почитаемая, а потому и поздравили Анастасию Архиповну с этим прекрасным юбилеем и дети, и внуки (их трое) и правнуки (тоже трое), все родные и близкие люди. Здоровья Вам крепкого и ещё долгих лет жизни!
На снимке: А.А. Камагорова
Фото автора