Медиакарта
9:19 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гимнастика для ума

10:44 | 17 февраля 2016
Источник:

ДОСЬЕ. Евгений БЕЛЯЕВ. Выпускник гимназии, закончил факультет физкультуры (ныне - ИФК) ТюмГУ. Общий стаж педагогической работы 13 лет. Неоднократно признавался лучшим учителем физической культуры областного конкурса «Спортивная элита», городского конкурса «Тюмень спортивная». В настоящее время работает в гимназии № 1. Под его руководством сборная МАОУ гимназии №1 г. Тюмени стабильно находится в тройке лучших в городской Спартакиаде школьников и других конкурсах.

Недавно наш регион снова признали лучшим в России по организации физкультурно-спортивной работы. Звание высокое, но вот заслуженно ли оно?

Самое первое звено в спортивной системе - это уроки физкультуры в школе. Если уж отбили интерес к спорту в детстве, то потом его и восстановить сложно. О том, как привить детям любовь к физкультуре, почему ЕГЭ мешает спорту и к чему приведут нормы ГТО, мы поговорили с Евгением БЕЛЯЕВЫМ, учителем физической культуры тюменской гимназии №1. Недавно он вошел в число лучших по результатам конкурса «Тюмень спортивная».

Спорт для умников

- Евгений, физкультура в школе - предмет особый. Вы работаете в гимназии, где на первом месте, по идее, наука. Сложно заинтересовать интеллектуалов спортом?

- Интеллект и спорт, в идеале, понятия неразделимые. В начальной школе уроки физкультуры любят все дети, еще даже в шестых-седьмых классах они с горящими глазами бегут в спортзал, играют в команде. А вот потом... Некоторые из них попадают под влияние и прессинг подготовки к ЕГЭ, мол, не сдашь экзамен, все будет очень плохо, нужно много учиться. Взрослые «взрастили» в себе страх ЕГЭ и активно передают его детям. Получается, что спорт - помеха хорошим академическим результатам! И ребенок, еще не способный к критической оценке действительности, отказывается от тренировок как от бессмысленной потери времени.

Другие дети сами не хотят идти на тренировки. Печально, конечно. На мой взгляд, не может, например, мальчик-девятиклассник не хотеть доказать свою силу в легкой атлетике, баскетболе, волейболе, испытать азарт. И ведь не только в школах, во всем городе создаются неплохие условия как раз для детского спорта.

- Неужели ЕГЭ - это главный корень зла?

- Многое зависит от руководства школы. Если оно заинтересовано, то спорт в школе будет развиваться. У нас, например, действует детско-взрослый спортивный клуб, есть соревнования между взрослыми и детьми. Так интересно! Педагоги, родители играют с детьми в баскетбол, пляжный волейбол. Сам директор выходит на площадку. Когда дети в такой атмосфере растут, то и результаты получаются хорошие.

Надо понимать, что в физкультуре нет такого критерия оценки, как ЕГЭ. Поэтому и отношение некоторых директоров таково: у детей травм нет на уроке, ну и ладно, мое дело - сторона. Ни результатов, ни развития - ничего не нужно. На выходе никому, в общем-то, нет дела, может ребенок в 11-м классе отжиматься или нет. Все сводится к аттестату. Единственная мотивация у школьника - получить хорошие оценки, чтобы был выше средний балл, хотя и он сейчас не очень-то важен.

Судя по рассказам старших коллег, раньше с руководителей школ спрашивали за участие в соревнованиях. Сейчас - нет. За «неспортивность» не наказывают, а за успехи - не поощряют. И зря! Ведь от того, как поставлена спортивная работа в школе, зависят и дисциплина ребят, и даже наличие у них вредных привычек.

Как раз-таки в связи с этим, я думаю, возрождают комплекс ГТО. И это здорово, потому что для меня ГТО - это и есть показатель того, как я воспитывал детей на протяжении долгого времени. А если сдача норм ГТО поможет ребятишкам набрать баллы и поступить в вуз, значит, работу я выполнил хорошо.

Гаджеты вместо сигарет

- Но пока нормы ГТО сдавать не обязательно. Какой же смысл тогда в этих значках?

- Обязательными эти нормы и не должны быть. Из-за плановой системы в СССР весь этот комплекс потом и убрали. Многие значкисты были только на бумаге... Сейчас от этого уходят, и мы видим реальные результаты. Пока, конечно, они не очень радуют. В прошлом году провели пробное выполнение норм ГТО в пяти школах. На тот момент значки получили бы всего 5% обучающихся. Через некоторое время процент увеличился до 16%. Это значит, еще есть, над чем работать.

- Может, это из-за того, что дети стали сейчас слабее - из-за сидения за компьютером и гаджетами?

- Я не могу сказать, что уровень физподготовки за время моей работы в школе, а это 13 лет, упал. Одно уходит из жизни, другое приходит. Раньше не было компьютеров, но дети курили и пили. Сейчас детей с вредными привычками стало в разы меньше. Не могу сказать, что что-то изменилось, стало хуже или лучше. Своими учениками я во многом доволен.

- Евгений, а почему физкультуру в школах преподают по одному и тому же образцу - бег, прыжки, пионербол? Почему программы не пытаются разнообразить? Например, велосипедным спортом, плаванием.

- Разнообразие и есть в том, что вы перечислили. Базовая программа - легкая атлетика, гимнастика - это, по сути, упражнения, которые вылились исторически из естественных движений человека. Человеку нужно было охотиться или спасаться - он бежал. Чтобы куда-то залезть, нужна гимнастика. От базовых вещей уйти нельзя, потому что человек это должен уметь делать по своей природе. Мальчики - будущие добытчики и солдаты - должны уметь отжиматься, метать гранату, девочки - будущие мамы - развивают выносливость и гибкость. На физкультуре это реально достичь. К тому же сейчас появился третий час физкультуры, и каждый учитель, в дополнение к базовой программе, может занять детей тем, что им интересно и нужно.

- А как вообще оценивать ребенка надо на физкультуре? Ну не может он пробежать стометровку за столько-то секунд, что же ему делать?

- Для меня главный критерий - прирост результатов, а не точное соответствие нормативу. Надо помнить, что все дети разные. Если сегодня ребенок отжимается один раз, а через полгода - три, формально это на оценку «два», но ведь он стал это делать лучше в три раза. И это нельзя не отметить! Мне кажется, для любого учителя, какая бы физподготовка не была, если ученик активен на уроках, старается и делает максимум, он заслуживает положительной отметки.

Время дефицита

- Говорят, что у нас в регионе учителя физкультуры прямо-таки в дефиците. Почему никто не хочет идти работать?

- Это пошло еще с конца 90-х. После перестройки у учителей были мизерные зарплаты, они и не хотели идти в школу. Очень мало выпускников физфаков сейчас идет работать в школы. С нашего курса учителем работаю только я. Поэтому дефицит профессионалов наблюдается. Плюс ввели третий час физической культуры, появилась дополнительная потребность в учителях. Все еще есть школы, где в 1-4 классах физкультуру до сих пор ведут учителя начальных классов. Случается, что уроки физкультуры подменяются прогулкой с детьми или вообще заменяются другими предметами.

- Сейчас условия работы стали лучше? Ведь о том, что надо развивать спорт, говорят с самых высоких трибун.

- Нельзя сказать, что у нас маленькая зарплата. Соцгарантии сохраняются, есть возможность получить поощрения. Но некоторые проблемы остаются. Например, спортзалы. В современной школе должно быть минимум два больших зала, а в Тюмени есть ряд школ, где лишь один малый. Не хватает и инвентаря. Конечно, наивно полагать, что одномоментно всем школам построят залы и дадут необходимый инвентарь, поэтому сейчас эту проблему пытаются решить другим путем. С этого года началось тесное взаимодействие городских департамента образования и департамента по спорту и молодежной политике. Пытаются, например, возродить методическое объединение учителей физкультуры, разрабатывают семинары по планированию учебного процесса в тюменских условиях. Вероятно, это поможет решить многие проблемы.

Автор: Анна ШАНИНА (фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ)