Принятые в прошедшем 2015 году Тюменской областной Думой базовые законы разделю на ряд основных направлений: стратегического, бюджетного, налогового, муниципального, управленческого и экономического характера.
К стратегическим отношу Закон Тюменской области от 25.02.2015 N 13 «О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области», который устанавливает правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития Тюменской области и разработки стратегии социально-экономического развития Тюменской области.
Почему это важно сейчас, когда в условиях кризисных явлений в России и целом в мире основная цель выжить, преодолеть экономические и социальные проблемы?
Ответ на этот вопрос дает статья 3 Закона, где указано, что «Стратегия социально-экономического развития Тюменской области является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи государственного управления в Тюменской области на долгосрочный период». Данное положение закона обязывает органы власти области выстраивать свою работу по разработке государственных программ области, с учетом территориального планирования и планов мероприятий по социально-экономическому развитию области.
Стратегия области включает: оценку достигнутых целей социально-экономического развития Тюменской области; приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики Тюменской области, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации; показатели достижения целей социально-экономического развития области; сроки и этапы реализации стратегии социально-экономического развития области; ожидаемые результаты реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области; оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области.
По сути, стратегия социально-экономического развития области – это долгосрочный план развития области, носящий комплексный характер.
Принятие указанного закона не означает, что область развивалась без планов, без целей и задач. Начиная с начала двухтысячных годов, и особенно с 2005 года, экономическая политика органов власти области направлена на создание и развитие высокотехнических производств в промышленности и эффективного сельского хозяйства с привлечением значительных инвестиционных средств.
Уже в 2014-2015 годах область получила конкретные результаты в виде «Уватского нефтеперерабатывающего проекта», «Антипинского НПЗ», «Тобольск-полимер», «Тюменьстальмост», «Металлургического комбината УГМК», «Тобольск-Нефтехима» и всего огромного сектора нефтегазосервиса. Индекс промышленного производства составил в 2013 г. – 15%, 2014 г. – 113%, 2015 г. – 113%.
Появились современные технологии в сельском хозяйстве области, и в 2015 году прирост сельскохозяйственного производства составил 102 %.
Начиная с 2012 года инвестиции в основной капитал юга области составляют ежегодно от 205 млрд. рублей до 260 млрд. рублей, и даже в «санкционном» 2015 году – не менее 200 млрд. рублей.
Опыт работы органов власти по развитию экономики области будет и основой для разработки и реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области.
Принятие и действие закона области о стратегическом планировании требует дальнейшего развития нормативно-правовой базы области в виде законов области и постановлений Губернатора области.
В мае 2015 года был принят о вступил в действие закон области «О зонах экономического развития в Тюменской области», призванный обеспечить создание обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции и внедрения новых технологий производства. Для реализации поставленных целей закон закрепляет следующий вид механизмов: «зона экономического развития, индустриальный (промышленный) парк». Также закон предусматривает предоставление льготного порядка налогообложения в следующих формах: субсидий за счет средств областного бюджета, информационно-организационного и консультационного содействия и иных мер государственной поддержки.
Дальнейшее правовое регулирование реализации указанных областных законов осуществляется постановлениями Губернатора и Правительства области.