Советское детское кино – лучшее, что создала отечественная кинематография.
Есть критики, которые упрекают режиссуру советского кино в том, что актёры не могут в полной мере передать тонкие душевные переживания и чувства героя, что игра их напоминает «неживую лубочную картинку». Категорически не согласна. В наших фильмах столько доброты, любви и искромётного, присущего русской душе, юмора! Так же как и детская книга, детское кино должно быть весёлым и радостным, внушать ощущение счастья жизни. Ребёнок-зритель понимает, где добро, где зло. Добро всегда побеждает. Почему это происходит? Да потому что в советских фильмах присутствует фольклорное начало русских народных сказок: за справедливость, за правду!
Для меня самыми чудесными воспоминаниями из детства и времени воспитания собственного ребёнка являются сказки знаменитого режиссёра Александра Роу. Режиссёр создал семнадцать киносказок. Все не назову, но самые-самые: «Золотые рога», «Варвара – краса, Длинная коса» (экранизация произведения Василия Жуковского), «Огонь, вода и …медные трубы», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и так далее.
Смотреть сказки Роу – это просто счастье какое-то! Мои сверстники, наверное, помнят Анастасию Зуеву, сказительницу. Звучит стилизованная русская мелодия в исполнении оркестра, открываются расписные ставни, льётся изумительный голос сказительницы, и мы забываем обо всём. Красочные сказочные персонажи. Яркие сцены родной природы. Инновационная избушка Бабы Яги, летающие дубинки, колдовство, волшебство, превращения, бесподобный юмор. А какое точное стопроцентное попадание с актерским составом. Бессменная нечистая сила в исполнении Георгия Милляра. Вроде бы злодей Чудо-Юдо, а со своими слабостями. Вроде бы Баба Яга, а обаятельная, деятельная. Грань отношения к злу не нарушена. Юный зритель понимает, что «обаяшка» Баба Яга несёт нечистые помыслы и совершает некрасивые поступки. А какие русские красавицы! Какие богатыри!
Начитавшись отзывов современных мам о сказках Роу, прихожу в «лёгкое недоумение». Оказывается, такие герои как Настенька в сказке «Морозко» – «бесхребетные и бесхарактерные». Сегодня девочек надо воспитывать на других образах, не безропотными, а с кулаками! Чтобы никто ими не помыкал! Чтобы не ждали волшебства и помощи Морозко или Феи-волшебницы, а сами строили свою жизнь! Вот Марфуша наоборот знает, чего хочет в жизни: семьи и достатка. И всеми способами этого добивается. Ужас какой-то! Вот так и получаются современные «практичные» дети. Недавно предложили одной девчушке-второкласснице помочь расставить книги для малышей. Она, бедненькая, спрашивает: «Сколько заплатите?». Узнав, что это бесплатная помощь маленьким читателям, ответила: «Пусть бесплатно кто-нибудь другой помогает!». Вот вам психология Марфуши. А сформирована эта психология, думаю, не самостоятельно. Родители! Смотрите сказки Роу вместе с детьми! Как раз они отражают наш российский менталитет, наши добрые христианские традиции: помочь, посочувствовать, пожалеть. Недавно посмотрела для сравнения американский диснеевский аналог «Золушки». Снят в 2015 году. Фильм на один просмотр. Посмотрела и забыла. Персонажи неинтересные, скучные, юмора – ноль. Диалоги не блещут умом. Куча спецэффектов и компьютерной графики. По всем статьям проиграл нашему фильму «Золушка» 1947 года выпуска (режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро). Вспоминаю яркую роль мачехи в исполнении Фаины Раневской, короля Эраста Гарина, Янину Жеймо – Золушку. Наш принц в исполнении Алексея Консовского намного интереснее, умнее, тоньше. Современные дети, к сожалению, не заинтересуются советскими киносказками самостоятельно. Они выберут Дисней. А ведь наши сказки предназначены для семейного просмотра с обсуждением, объяснением происходящих событий, поступков главных героев. Они учат ребёнка быть сообразительным, как Финист – Ясный Сокол, трудолюбивым и терпимым (не терпеливым и бесхарактерным), как Настенька. Высмеивают глупость, лень, высокомерие. Родители, которые по-настоящему занимаются воспитанием своего ребёнка, должны познакомить его с киносказками Александра Роу. Ведь они наравне с хорошей книгой формируют душевный стержень малыша, его жизненные ориентиры с раннего детства.
О детском кино можно рассуждать бесконечно. Это художественные фильмы – постановки по произведениям детских писателей, классиков русской литературы, фильмы о Великой Отечественной войне, знаменитая на весь мир мультипликация.