Проблема социализации детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) является одной из важнейших, её значимость обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении жизненной позиции, своего места в обществе. Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой адаптации учащихся с ОВЗ отвечает образовательная среда школы VIII вида. Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ОВЗ является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной социализации являются уроки трудового обучения: швейное дело, столярное дело, социально-бытовая ориентировка (СБО).
На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и узнают об их назначении, выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела ученики производят изделия необходимые для школы. Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания, практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, им прививают морально-этические нормы поведения, воспитывают у них навыки общения, которые необходимы при посещении различных учреждений, организаций.
Нельзя недооценивать значение и экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации ребёнка, которые дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы проводим разнообразные экскурсии: посещение библиотеки, музея, центра творчества. В «День открытых дверей» в профессиональном училище наши учащиеся встречаются с преподавателями, мастерами. Приглашаем специалистов из центра занятости населения для участия в мероприятиях профориентационной направленности.
В школе действуют различные кружки: «Творческая мастерская», «Компьютерная грамотность», «Мастерилка», «Юный натуралист», «Резьба по дереву», «Спортивный», где каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свои способности и проявить себя. Занятия в кружках и секциях не проходят даром, систематически наши воспитанники участвуют в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, где занимают призовые места. Педагоги стараются приобщить детей с ОВЗ к миру духовных и культурных ценностей, расширить их знания о культуре поведения.
Большинство выпускников школы получают профессии в Ишимском многопрофильном техникуме (отделение с. Викулово), приобретают специальности. Этому способствует профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями. Подготовка воспитанников в школе ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места, в соответствии с возможностями ученика. Пусть далеко не каждый из них выберет определённую профессию, но полученные навыки обязательно найдут применение в их жизни.
учитель биологии Викуловской коррекционной школы