Медиакарта
11:57 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

По горам, по долам

11:52 | 09 марта 2016
Источник:

ДОСЬЕ. Андрей ФОМЕНКО. Предприниматель, путешественник. Родился в Тюмени в 1984 г. Окончил ТюмГУ по специальности «Национальная экономика».

Центральную Азию, в отличие от Южной, туристической меккой не назовешь. Однако, планируя прошлой осенью путешествие по Казахстану, Киргизии, Узбекистану и Таджикистану, участники медиаэкспедиции из Тюмени меньше всего думали о том, чтобы идти исхоженными тропами.

Да и средство передвижения тюменцы выбрали более чем необычное - так называемую яхту на колесах. Впрочем, то, что это была не самая лучшая идея, они поняли практически в начале пути. О том, какой на самом деле оказалась Азия, а также о том, чем русский турист отличается от европейского, рассказал организатор экспедиции Андрей ФОМЕНКО.

Дороги, которых нет

- Андрей, зачем вам понадобилось ехать в Азию? Да еще и в таком необычном формате - медиаэкспедиции?

- Обычный формат путешествия мне уже не интересен. Чего мы только не перепробовали. Мысль поехать в Азию пришла мне года два назад. А когда я случайно увидел автояхту, решил, что поедем именно на этом виде транспорта. В какой-то момент образовалась функциональная команда - шесть человек, среди которых оказались дайверы, видеографы. Последних мы взяли не случайно. У нас изначально была цель - снять фильм. Это же, по сути, неразведанный регион. Когда мы стали готовиться к путешествию, столкнулись с тем, что информации об этих местах практически нет. А основная часть того, что есть, - отзывы туристов с Запада, путешествующих по Азии на велосипедах. Очень многие писали о том, как сложно преодолеть Памир. Мы на самом деле думали, что на кемпере (домике на колесах - Ред.) будет сложно только на Памире, и никак не могли подумать, что будем буксовать и нервничать, например, в Киргизии.

- В чем ожидания разошлись с реальностью?

- Мы, например, поняли, что путешествовать по Азии на яхте на колесах - не самый лучший вариант. Главным образом из-за плохих дорог. У нас, например, очень быстро камнями перебило все трубы, и отказала сантехника. Еще в Киргизии сломалась печка, сгорели колодки. Готовить самостоятельно и сэкономить тоже не получилось - на высоте у нас просто не работала плитка, к тому же готовить - всегда долгая история, а мы постоянно спешили. По мне, идеальный формат путешествия по Центральной Азии - это джип и палатки.

При том, что это действительно огромный исторический и культурный пласт, который находится у нас прямо под боком, там нет почти никакой инфраструктуры. Разве что в крупных городах. Архитектура, которая является достоянием прошлого, сегодня разваливается и не поддерживается. Там ничего не делается для того, чтобы сохранить свои исторические особенности. В Таджикистане, например, есть прекрасный Памир, но до сих пор нет до него дороги. Может быть, к лучшему...

Эмоции на всю жизнь

- Но ведь европейцам это не мешает туда ездить...

- Откуда-то взялось мнение, что русские - сумасшедшие, непредсказуемые, готовы на всякие безумные приключения (смеется). Но я в корне с этим не согласен. Все самые сумасшедшие события организуют европейцы. У них вообще другой подход к жизни. Например, как отдыхает среднестатистический русский? Берет с собой семью, едет на море, лежит на пляже, ест и спит. У европейцев по-другому - им нужно еще до 30 лет посмотреть мир, «загрузиться впечатлениями». Для русских сплавиться на рафтах по Катуни - уже достаточно, чтобы считать себя героями. Европейцы любят отдыхать по одному и с минимальным бюджетом - отправившись на велосипеде или вовсе пешком в какую-нибудь глухомань. Мы же привыкли отдыхать там, где есть инфраструктура. За все время экспедиции я не видел ни одного русского в Азии, который бы путешествовал пешком или на велосипеде.

- Правда ли, что во время экспедиции не обошлось без спасательных операций?

- Так получилось, что мы постоянно кого-то спасали. Например, однажды ночью, спускаясь с перевала на Памире, встретили замерзающего на дороге парня. Он стоял и махал рукой. Оказалось, это финн, который уже несколько месяцев путешествовал по горам на велосипеде. Вместе с ним была его подруга шведка. Она сломала ногу на высоте 4200 м. Тогда один из наших видеографов Дмитрий Тихонов организовал спасательную операцию - сначала поднялись наверх на уазике, потом еще шли пешком и, наконец, вынесли оттуда девушку - прямо с палаткой. В другой раз мы спасли двух француженок, замерзавших возле поселка Сары-Таш.

- И чем их так притягивает Азия?

- Но ведь именно в таком путешествии можно получить самый настоящий опыт! В той же изоляции, в языковом барьере. Кстати, еще одно отличие русского и европейского отдыха - в его продолжительности. Человек, живущий на Западе, спокойно может отправиться в путешествие на год-два или даже три. При этом некоторые едут в Монголию. Представляете, как она выглядит? Там на 1000 км нет никакой инфраструктуры - ни поесть, ни укрыться от пыльной бури. Но люди открываются новому опыту и, конечно, его получают. А потом возвращаются домой и еще всю жизнь вспоминают эти эмоции.

У нас же вообще есть все возможности для путешествия по Азии - во-первых, там конвертируется рубль, нет привязки к доллару и евро. Во-вторых, русский всегда найдет общий язык с азиатом. Местные - добрейшие люди, очень гостеприимные.

Ставить на природу

- Тем не менее трудности в общении все же были, и вы даже изменили свой маршрут...

- Да, мы, например, так и не попали в Узбекистан и не посмотрели на Аральское море. Точнее, формально попали, но под контролем военных, настроенных воинственно. Один из наших видеографов потерял в Киргизии паспорт. Узбеки устроили настоящий скандал с применением силы, проведя допрос, досмотр. Мало того, пытались разобрать нашу машину и незаконно отобрали у нас кучу оборудования: все летающие камеры - дроны, рации, батарейки, зарядные устройства.

Вообще, пока мы ехали в Азию, неофициальную поддержку нам оказывал один из наших департаментов. И все было прекрасно - в Казахстане, например, нас без очереди пропускали на границе. Какое-то время нас даже сопровождали полицейские и показывали Балхаш, приглашали в разные города.

А когда закончился протекторат, началась реальная жизнь. На обратной дороге, на границе Киргизии и Казахстана, казахи, ничего о нас не зная, пытались болгаркой распилить нашу машину. Это продолжалось до тех пор, пока мы не позвонили их прокурору - хорошо, что нам дали его телефон добрые друзья. Хотя их тоже можно понять: а вдруг под видом экспедиции кто-то решил перевезти наркотики? У них свой регламент.

- А как вы думаете, наш регион может чем-то привлечь туристов?

- Если к нам и едут, то в основном на горячие источники. Нам и придумывать ничего не нужно - достаточно просто подчеркнуть наш колорит. А наш колорит - это природа, это охота и рыбалка. Но такого формата отдыха для туристов у нас до сих пор нет. Охотиться без разрешения и путевки невозможно легально. В формат бизнеса такую тему не сделать.

Вообще, в России есть места, где туризм действительно хорошо развит. Например, «Золотое кольцо». Там прекрасная инфраструктура, есть все - кафе, туалеты, сувениры, гостиницы, наконец - карты цветные и бесплатные. Кстати, в любом европейском городе турист может взять такую карту совершенно бесплатно. У нас в аэропорту даже номера такси не найти, зато полно всякой рекламы. Но в целом у нас есть что развивать. Правда, упор нужно делать на природу. Тогда это будет пользоваться спросом даже у иностранцев.

Справка

Из Тюмени участники экспедиции выехали 2 октября 2015 г. По плану они должны были преодолеть за 28 дней около 12 000 км и посетить Памирский тракт, Самарканд, Бухару, Аральское море и кладбище кораблей, Душанбе, Бишкек, озера Иссык-Куль, Каракуль и Балхаш. Работа над фильмом еще продолжается.

Автор: Ульяна ПЛЮСНИНА (фото предоставлено Андреем Фоменко)