«Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим», – как образно заметил американский психолог Б. Вул. Действительно, каждому из нас приходится периодически сталкиваться с конфликтными ситуациями. Поэтому так важно всем нам, особенно в деловом общении, иметь элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении.
Об этом шла речь на межведомственном семинаре-практикуме «Практика урегулирования школьных и детско-родительских конфликтов», который состоялся на базе Комплексного центра социального обслуживания населения для социальных педагогов школ и родителей из замещающих семей.
Как вы уже поняли из названия, в центре внимания участников семинара были конфликты, возникающие у детей и подростков друг с другом, со взрослыми – родителями и учителями. Организаторы мероприятия ставили целью повышение психолого-педагогической компетенции в вопросах урегулирования школьных конфликтов.
В своём вступительном слове заместитель директора КЦСОН Елена Викторовна Белозёрова подчеркнула актуальность данного вопроса для школьного сообщества, а в теоретической части выступления познакомила с общим представлением о конфликтах, дав им определение, рассказав о причинах возникновения, классификации, способах выхода из ситуаций, которые возникают в случае столкновения мнений и интересов. Познакомила с типологией конфликтных личностей.
Одним из моментов практической части семинара было прохождение теста «Оценка агрессивности в отношениях», состоящего из двадцати вопросов. Чтобы иметь представление, приведу несколько из них: как ведёте себя в критической ситуации (внутренне кипите; сохраняете спокойствие; теряете самообладание), какими считаете свои взгляды на жизнь (сбалансированными; легкомысленными; крайне жестокими), как поведёте себя, если вашего ребёнка обидели в школе (поговорите с учителем; устроите скандал родителям обидчика; посоветуете ребёнку дать сдачи). Суммируя баллы, набранные ответами, можно было узнать, насколько вы агрессивный или, наоборот, миролюбивый человек, нужно ли что-то менять в своём характере, чтобы свести к минимуму негатив от конфликтов.
Елена Леонидовна Тишаева, педагог-психолог, председатель психолого-медико-педагогической комиссии, и Лилия Ренатовна Аипова, педагог-психолог Юргинской средней общеобразовательной школы, говорили о школьных конфликтах: их видах, причинах, способах разрешения. Более подробно обсуждалась проблема жестокого обращения детей по отношению друг к другу. Буллинг – длительное физическое или психическое насилие со стороны группы ребят в отношении ребёнка, не способного защитить себя в данной ситуации.
Так как на семинаре присутствовали родители, им было интересно узнать о том, что конкретно они могут сделать, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников. Рассматривая определённые жизненные ситуации, родители закрепили полученную информацию.
В продолжение темы психолог Комплексного центра социального обслуживания населения Надежда Михайловна Медведева затронула вопрос детско-родительских отношений, остановившись на сути конфликтов и причинах, постаралась дать ответ на извечный вопрос: что делать?
Рефлексия, проведённая в конце мероприятия, показала, что задачи, которые ставили организаторы семинара-практикума, были выполнены: участники познакомились с основными понятиями конфликтологии, изучили причины школьных и детско-родительских конфликтов, а главное – пути их решения, овладели приёмами урегулирования конфликтных ситуаций. Семинар помог всем: кому-то приобрести новые знания по психологии, кому-то понять своего ребёнка…