На экране – фото цветущей сакуры, на столике – изящные приборы для чаепития. Педагог дополнительного образования Голышмановского центра творчества Альбина Садрыева появилась перед воспитанниками в образе японки. На открытом занятии районного конкурса «Педагог года – 2016» дети отправились в виртуальное путешествие по Японии. Преподаватель познакомила ребят со Страной восходящего солнца, научила изготавливать поделки в технике канзаши. Это японское искусство украшения из лент и кусочков ткани. Коллеги и члены жюри положительно отзывались об интересной, необычной форме проведённого занятия.
Увлечь новым делом
Впервые в конкурс профессионального мастерства организаторы включили номинацию «Педагог дополнительного образования». Заявки на участие подали четыре молодых специалиста: Максим Сеньков из спортшколы, Альбина Садрыева и Татьяна Ярыгина из центра творчества, Надежда Степанова из центра дополнительного образования. Они проходили три конкурсных испытания: демонстрировали самопрезентацию, защищали свою учебную программу и проводили открытое занятие. Лучшей была признана Надежда Степанова.
– Со школьной скамьи занимаюсь декоративно-прикладным творчеством, со временем интерес перерос в профессию, – рассказывает Надежда Сергеевна. – Несколько лет работаю в системе допобразования. На одном объединении учу детей делать поделки из природного материала и плетению из бисера, а на втором с малышами осваиваем лепку из пластилина, со старшими ребятами – из глины. С этим материалом приятно работать, а после обжига получаются готовые керамические изделия. Игрушки мы расписываем, чтобы состав был прочнее и поделка приобрела красивую окраску, в обычную глину добавляем ещё и голубую.
На открытом занятии лепили декоративную тарелочку, ребята с таким увлечением выполняли задание, что даже члены жюри взялись за дело. Лепка из глины – одно из новых направлений деятельности в центре дополнительного образования, поэтому педагог Надежда Степанова поделилась своими наработками с коллегами.
Оценка учителю
Всего в районном конкурсе «Педагог года – 2016», который проходил с первого по четвёртое марта, участвовали девятнадцать человек. По словам заведующей методкабинетом отдела образования Любови Дюковой, в этом году конкурсанты отличились высокой методической подготовкой, показывали уроки, внеурочные занятия и мастер-классы, соответствующие современным требованиям. Чётко виден профессиональный рост педагогов. Ольга Еликова, учитель истории и обществознания школы № 2, вышла в фавориты среди пяти участников в номинации «Учитель года» ещё на заочном этапе конкурса. Её эссе о профессии оказалось лучшим. В финале она сразу взяла высокую планку, которую удерживала на протяжении всех конкурсных испытаний. Ольга Владимировна работает по технологии американского учёного и психолога Бенджамина Блума, основанной на личностно ориентированном обучении. Свой открытый урок она проводила в 5А классе школы № 2. Изучали тему «Афинская демократия при Перикле». Педагог сразу вызвала у ребятишек любопытство, когда из мешочка путника достала лавровые листья и фасоль. Дети оживились и быстро включились в работу. За каждое выполненное задание, прописанное в маршрутной карте, они разукрашивали один из листочков в нарисованном лавровом венке. Вместо обычной физминутки Ольга Еликова предложила пятиклассникам исполнить танец сиртаки. И тут дети не растерялись, многим хотелось потанцевать подольше. В конце урока ребята выставили оценку учителю, используя белые и тёмные фасолинки. Прозрачный кувшинчик был заполнен только белыми, это значит, всему 5А классу понравился урок истории.
Ольга Еликова окончила Северо-Казахстанский государственный университет, её педагогический стаж – 18 лет. В школе № 2 посёлка Голышманово она трудится только первый год, но не побоялась испытать себя на конкурсе профессионального мастерства.
– Системы образования Казахстана и России отличаются, участие в конкурсе – хороший способ изучить опыт коллег, инновационные методы обучения, которые применяются в школах района, – поясняет Ольга Владимировна. – Интересно попробовать свои силы. У меня остались самые приятные впечатления от конкурса. Удивило, как много внимания его организации уделяет администрация района.
Школа успеха
Больше всего конкурсантов было в номинации «Воспитатель года». Они проводили мероприятия с детьми, представляли презентации, в которых делились авторскими идеями, накопленными в своей педагогической практике, показывали мастер-классы. Логопед детского сада «Ёлочка» Надежда Ракова была победителем конкурса в 2013 году, нынче решила вновь попытать счастья, но на этот раз заняла второе место.
– Уровень конкурса существенно вырос, всё стало более масштабным, систематизированным и продуманным, улучшилась культура организации, – отметила Надежда Евгеньевна. – Отличной находкой считаю школу успеха, которую вели заместитель главы района Татьяна Заичкина и начальник отдела образования Галина Павлова во второй половине дня. Они собирали всех участников вместе, проводили для нас психологические тренинги, игры на сплочение, в неформальной обстановке мы общались друг с другом, что редко удаётся сделать в обыденной жизни из-за занятости на работе. Здесь знакомишься с людьми, своих коллег видишь по-новому, и это здорово. Школа успеха – хороший толчок для дальнейшего совершенствования в профессии.
Ежегодно в рамках школы успеха организаторы стараются повышать и культурный уровень участников конкурса. Например, в прошлом году педагоги посещали местные достопримечательности и бывали на познавательно-развлекательных мероприятиях. На этот раз для них устроили обзорную экскурсию по историческому комплексу «Ялуторовский острог» и мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству от местных мастеров в ремесленных лавках острога. Все конкурсанты остались в восторге от поездки.
Не было равных в номинации «Воспитатель года» Светлане Маланчук из детского сада № 2 «Зёрнышко». Впервые в конкурсе – и сразу успех. Она развивает детей с помощью конструкторов из подручного материала, например из губки или линолеума. Также это могут быть прищепки, шнурки, верёвочки, пуговицы – да всё, что подскажет фантазия.
– На занятии по сказке «Заюшкина избушка» мы с детьми моделировали сказочных героев, – говорит Светлана Сергеевна. – Такие конструкторы удобны в применении, их можно выносить на улицу и заниматься с ребятишками во время прогулки. – Эти простые вещи помогают отлично тренировать мелкую моторику рук, что улучшает речь ребёнка. Развивают память, мышление, внимание и даже силу воли. Главная цель – подготовка к школе.
Ребята ценят искренность
Известные своими победами в конкурсах профессионального мастерства супруги Ольга и Александр Смолины из школы № 1 на этот раз выступали в номинации «Классный руководитель года». По обоюдному мнению, здесь участвовать было сложнее.
– Классный час строится на беседе, и она должна быть искренней, несмотря на то, что учитель и ученики впервые встретились, – размышляет Ольга Олеговна. – Элементы торжественности и праздничности на открытом внеурочном занятии нужны, но нельзя уходить в шоу. Мы с ребятами обсуждали острую тему «Памятник десантникам шестой роты в Пскове». Они практически все погибли в неравном бою в разгар второй Чеченской кампании. Гвардейцы удостоены звания «Герой России» и награждены орденами Мужества посмертно. Считаю, что дискуссия об этом трагическом событии была уместной, дети должны знать историю своей страны со всеми её «промахами» и успехами. Это часть патриотического воспитания. Сыграла на гитаре военную композицию. Спасибо ребятам из школы № 2 за активность на внеурочном занятии. Хочу отметить, наш муниципальный конкурс давно вышел на уровень, который не уступает региональному. Здесь такое же доброжелательное отношение участников друг к другу, всё чётко организовано.
Ольга Смолина заняла третье место в номинации «Классный руководитель года», а Александр Смолин стал победителем. Как обычно, порадоваться за своего любимого педагога пришли ученики. Александр Михайлович признался, только благодаря поддержке ребят он решился на конкурсные испытания в качестве классного руководителя.
На церемонии награждения заместитель главы района Татьяна Заичкина процитировала слова педагога-новатора Василия Сухомлинского, на которые обратила внимание, изучая портфолио одной из конкурсанток: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном». По её мнению, удалось такие колокольчики задеть в душах конкурсантов, и теперь они стали звонче звенеть, получив профессиональный опыт, которым будут щедро делиться с коллегами, вернувшись на свои рабочие места.
Фото Алексея БОДРОВА