Медиакарта
6:02 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Об актуальных вопросах организации работы по совершению нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены Минюстом России.

Статьей 37 Основ установлен закрытый перечень нотариальных действий, совершать которые полномочны должностные лица органов местного самоуправления.

Их всего 13: 1) удостоверять завещания; 2) удостоверять доверенности; 3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; 4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; 5) свидетельствовать подлинность подписи на документах; 6) удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) удостоверять факт нахождения гражданина в живых; 8) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; 9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; 10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; 11) удостоверяют время предъявления документов; 12) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; 13) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» должностным лицам предоставлено право совершения иного нотариального действия - удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата в президенты Российской Федерации и протокола собрания данной группы избирателей.

Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2016 Федеральным законом от 29.12.2015 № 281-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в статью 37 Основ внесено важное изменение - в случае, если в поселении нет нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

Учет сведений о должностных лицах органов местного самоуправления

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, абзацем 3 пункта 2 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 (далее – Инструкция) сведения о должностных лицах органов местно самоуправления, наделенных правом совершать нотариальные действия, направляются в Управление Минюста России по субъекту Российской Федерации для учета по форме и в порядке, которые установлены Минюстом России.

Соответствующие порядок и форма предоставления информации утверждены приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (далее - Порядок).

Согласно указанному Порядку глава местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности. Решением главы местной администрации совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

Орган, в котором работают глава местной администрации и (или) должностное лицо местного самоуправления, в течение десяти рабочих дней со дня замещения должности главы местной администрации и (или) со дня принятия соответствующего акта о наделении правом совершать нотариальные действия должностного лица местного самоуправления направляет в Управление следующие сведения:

1) наименование поселения или муниципального района, в котором отсутствует нотариус;

2) адрес местонахождения администрации поселения или администрации муниципального района;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) главы местной администрации;

4) сведения об образовании (уровень образования и квалификация) главы местной администрации;

5) телефон, факс (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) местной администрации;

6) реквизиты документа о замещении лицом должности главы местной администрации (наименование документа о замещении лицом должности главы местной администрации, номер и дата принятия документа, кем издан);

7) срок полномочий главы местной администрации;

8) фамилия, имя. отчество (при наличии) должностного лица местного самоуправления;

9) наименование должности должностного лица местного самоуправления;

10) сведения об образовании (уровень образования и квалификация) должностного лица местного самоуправления;

11) реквизиты документа о наделении должностного лица местного самоуправления правом совершать нотариальные действия (наименование документа о наделении должностного лица местного самоуправления правом совершать нотариальные действия, номер и дата принятия документа, кем издан);

12) срок полномочий (при наличии) должностного лица местного самоуправления на совершение нотариальных действий.

Указанные сведения направляются в Управление по электронной почте или направляются почтовым отправлением.

К сведениям также прилагаются:

- 3 (три) образца подписи главы местной администрации;

- 3 (три) образца подписи должностного лица местного самоуправления;

- 3 (три) оттиска печати поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Образцы подписей и оттиски печатей направляются в Управление только на бумажном носителе почтовым отправлением.

Соответствующие сведения хранятся в Управлении в течение 75 лет.

Контроль за совершением нотариальных действий

должностными лицами местного самоуправления

Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены особенности осуществления контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Так, Основы законодательства о нотариате дополнены статьей 33.1 «Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

В соответствии с указанным Управление Минюста России по Тюменской области на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в Ваших действиях (бездействии) проводит проверку в порядке, установленном Минюстом России.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки Управление вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

Соответствующий порядок проведения проверок утвержден Приказом Минюста России от 22.01.2016 № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов».

Так, Управление на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, имеющих право совершать нотариальные действия, проводит внеплановую проверку.

Внеплановые проверки проводятся для предотвращения нарушений прав граждан и организаций, обращающихся за совершением нотариальных действий к должностным лицам местного самоуправления, в целях повышения качества совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, а также организации работы по совершению нотариальных действий.

Предметом внеплановой проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

Решение о проведении внеплановой проверки принимается начальником Управления Минюста России в виде распоряжения и согласовывается с Прокуратурой Тюменской области.

Не позднее одного рабочего дня со дня получения согласования прокуратурой субъекта Российской Федерации проведения внеплановой проверки должностное лицо территориального органа Минюста России запрашивает документы и сведения у должностного лица местного самоуправления.

Указанные в запросе документы представляются в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса о представлении документов и сведений в территориальный орган Минюста России почтовой связью в виде копий, заверенных оттиском печати и подписью соответствующего должностного лица местного самоуправления, и (или) по электронной почте.

Если при внеплановой документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в находящихся в распоряжении территориального органа Минюста России документах, и (или) в случае необходимости оценки соответствия организации работы по совершению нотариальных действий требованиям законодательства о нотариате проводится внеплановая выездная проверка.

Внеплановая выездная проверка проводится по месту совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Должностное лицо местного самоуправления обязано представить должностным лицам территориального органа Минюста России, проводящим внеплановую проверку, документы (в том числе в электронной форме), связанные с целями, задачами и предметом внеплановой выездной проверки.

При проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо местного самоуправления обязано обеспечить доступ должностных лиц территориального органа Минюста России, проводящих внеплановую выездную проверку, на территорию, используемую для совершения нотариальных действий.

Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней.

Решения, принимаемые по результатам проведения внеплановой проверки

По результатам проведенной внеплановой проверки в течение трех рабочих дней со дня ее окончания составляется справка, которая подписывается должностным лицом территориального органа Минюста России, проводившим внеплановую проверку.

В течение трех рабочих дней на основании фактов, содержащихся в справке, начальник территориального органа Минюста России вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации (далее - предписание);

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий (далее - представление);

3) направить должностному лицу местного самоуправления рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий (далее - рекомендации) <1>.

Копии предписания, представления, рекомендаций начальника территориального органа Минюста России направляются в течение пяти рабочих дней со дня принятия предписания, представления, рекомендаций в прокуратуру субъекта Российской Федерации, принявшую решение о согласовании проведения внеплановой проверки.

Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России не позднее двадцати рабочих дней со дня получения решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Информация о результатах проведенной внеплановой проверки (наименование органа местного самоуправления, дата проведения внеплановой проверки, выявленные нарушения, предписание с указанием сроков устранения нарушений, рекомендации) в течение одного месяца после завершения внеплановой проверки подлежит размещению на официальном сайте территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".