Бюджетное обеспечение экономического развития области
В предыдущей теме, мы проанализировали принятые в 2015 году законы области, обеспечивающие правовое регулирование вопросов стратегического планирования социально-экономического развития области.
Необходимость анализа бюджетного законодательства области на 2016-2018 годы обусловлена и необходимостью убедиться, что основной финансовый документ области разработан и принят с учетом областного закона «О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области».
Первое, что необходимо отметить – это принятие областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, т. е. на трехлетний период, тогда как бюджет Российской Федерации принят только на 2016 год.
Второе, принятый бюджет является реальным, хотя и носит «осторожный» характер.
Реальность заключается в обоснованности, как доходной части, так и расходной части.
В 2016 г. планируемые доходы – 104,8 млрд. рублей, расходные 120,7 млрд. рублей, при этом превышение расходов над доходами в размере 15, 9 млрд. рублей покрывается за счет переходящих остатков с 2015 года. В плановых 2017 г. доходная и расходная части бюджета составляют соответственно 107, 7 и 111, 4 млрд. рублей, в 2018 г. 104, 7 и 110, 2 млрд. рублей.
Почему называю принятый бюджет «осторожным»? Губернатор – человек взвешенный в принятии решений, имеет финансовое и юридическое образование, а также большой опыт управления сложным субъектом Российской Федерации – Тюменской областью и не идет на какие-либо авантюрные вещи, тем более в вопросах бюджета. Здесь риски не допустимы, доходная часть может быть больше запланированной, но не меньше. Поэтому называю наш бюджет «осторожным», потому что он должен быть на 100 % выполненным.
Третье, принятый бюджет является социально-направленным, т. к. бюджет в полном объеме обеспечивает финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Имеющиеся в бюджете снижения финансирования отдельных направлений связаны со снижением, по сравнению с предыдущими годами, затрат на капитальные ремонты объектов образования, здравоохранения, социальной сферы, поскольку в период 2010-2015 годы большинство больниц, школ, детских садов были капитально отремонтированы и приобретено новое медицинское и образовательное оборудование.
Четвертое, бюджет 2016 г. и прогноз 2017-2018 гг. являются бюджетом развития.
Так, на все три года сохраняется размер бюджетной поддержки сельского хозяйства – по 5,6 млрд. рублей ежегодно. В связи с необходимостью развития областной и муниципальной дорожной сети увеличивается финансирование дорожного строительства. Очень важно, что бюджетом предусмотрено сохранение в муниципальных образованиях области бюджетов развития.
Государственная поддержка сельского хозяйства - жизненная необходимость
Безопасность государства включает такой необходимый элемент, как продовольственная безопасность, значение которой резко возрастает в современных экономических условиях, при сложившейся «санкционной» политике ряда государств в отношении России. Деятельность субъектов сельскохозяйственного производства осложнена климатическими условиями региона, медленной отдачей вкладываемых в сельское хозяйство финансовых ресурсов. Если промышленное производство в области с 2012 года росло довольно высокими темпами ( от 112% до 115% в год), то в агропромышленном комплексе темпы производства характеризовались следующим образом: 2012 год – 88,8%, 2013 год – 100,4%, 2014 год - 99,8%, 2015 - ожидается 102%.
Базовый закон области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» был принят в 2004 году. В законе определены субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства, которыми являются сельскохозяйственные товаропроизводители; организации, обслуживающие их; перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию организации; иные организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и сырье.
В 2015 году областной Думой в этот закон было вынесено принципиальное дополнение, что субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства в соответствии с федеральным законодательством должны быть зарегистрированы и состоять на налоговом учете или учтены в похозяйственных книгах на территории Тюменской области.
Данное дополнение призвано обеспечить адресность, прозрачность и эффективность мер государственной поддержки субъектов господдержки.
Также в законе области закреплены четырнадцать направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производство, при этом перечень направлений не является закрытым и возможны иные направления поддержки. К основным направлениям поддержки отнесены животноводство, растениеводство, повышение плодородия земель, развитие инженерно-технической системы АПК, развитие рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, развитие материальной базы и техническое (технологическое) перевооружение субъектов господдержки и другие.
Закон закрепил восемь основных форм государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе: в сфере льготного налогообложения; предоставление инвестиционных налоговых кредитов и субсидий из областного бюджета; предоставление инвестиции и (или) областного имущества в пользование и собственность; другие формы, и их перечень является открытым.
В бюджетах 2016 - 2018 годов сохранены объемы финансирования государственной поддержки сельскохозяйственного производства и все формы такой поддержки.
В 2016 - 2018 годах основными направлениями государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются растениеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственная потребительская кооперация.
В 2016 - 2018 года предусмотрены средства на предоставление сельхоз товаропроизводителям субсидий на приобретение племенных животных в сумме 227 млн. рублей ежегодно или на уровне 2015 года.
На создание и развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и перевооружение в животноводстве предусмотрены ассигнования в сумме 245 млн. руб. ежегодно.
В целях повышения окупаемости сельскохозяйственного производства и стимулирования сельхоз товаропроизводителей предусмотрены средства на 2016 - 2018 годы на субсидирование животноводческой продукции в сумме 865 млн. рублей ежегодно.
На выплату субсидии в растениеводстве в 2016 - 2018 годах планируется направить по 1 млрд. рублей ежегодно.
За счет указанных средств планируется предоставление субсидий:
- на поддержку элитного семеноводства - по 100 млн. рублей ежегодно;
- на приобретение минеральных удобрений – по 247 млн. рублей ежегодно;
- на развитие материально-технической базы, технического и технологического оснащения в растениеводстве в части приобретения техники и оборудования - по 420 млн. рублей ежегодно;
В 2016 - 2018 годах будет продолжено субсидирование ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и займам, полученным сельскохозяйственных кредитных кооперативах. На данные цели в проекте областного бюджета предусмотрены средства ежегодно по 600 млрд. рублей (в 2015 году- 580 млн. рублей).
На возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке молока, мяса, картофеля, овощей от населения и по заготовке сена для нужд населения, а также по доставке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на потребительские рынки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от места заготовки в проекте областного бюджета предусмотрено по 123 млн. рублей ежегодно (в 2015 году- 100 млн. рублей).
Начиная с 2016 года вводится такая новая форма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как предоставление им льготных займов через Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области». На поддержку новых инвестиционных проектов в сфере животноводства, растениеводства и рыбоводства в проекте областного бюджета предусмотрены средства в объеме 261 млн. рублей ежегодно для внесения имущественного взноса учредителя в Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» для формирования и пополнения целевого фонда.
Отдельного внимания требует проблема вывода на рынок продукции фермерских хозяйств и личных подворий. В послании Губернатора области 2014 года поручалось департаменту АПК и главам районных и сельских муниципальных образований в течение 2015 года кардинально изменить ситуацию, сковывающую предпринимательскую энергию тюменского крестьянства.
В послании «О положении дел в области» в 2015 году Губернатор вновь вынужден обратиться к этой теме: «О чем думают те, в чью сферу ответственности входит вывод на рынок продукции личных подсобных хозяйств, - почему эти колоссальные объемы до сих пор обращаются в замкнутом цикле «что вырастил - то съел, что не съел - то пропало?»
Полагаю, что департамент АПК области и Комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы в плотную займутся решением поставленной Губернатором области задачи решения проблем с реализацией продукции личных подсобных хозяйств.
Тем не менее, следует констатировать, что сельское хозяйство области в основном решает задачи продовольственного самообеспечения области.