Медиакарта
10:45 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Иртышские ханты - путь через столетия

На просторах, где течёт полноводный Иртыш и его притоки Демьянка, Туртас, издавна живут коренные народы нашего края - ханты. Тишину природы и неторопливый ритм промысловой жизни изредка нарушают гул пролетающего вертолёта да звук идущей по реке моторной лодки.

Этноним «ханты» образован от самоназвания народа «хантэ», что означает человек. Старое, употреблявшееся до 1930 года наименование - остяки. В антропологическом (расовом) отношении ханты относятся к уральской расе, для которой характерно сочетание европеидных и монголоидных признаков. Язык ханты, как манси и венгров, относится к угорской ветви языковой семьи. Выделяют несколько групп ханты.

В IХ-ХIII вв. древние иртышские ханты жили на городищах и неукрепленных селищах. Городища устраивались, как правило, на высоких мысах коренных берегов рек, крутые склоны которых служили естественной защитой. С напольной стороны насыпались один или, реже, несколько земляных валов, имеющих иногда наугольные выступы для флангового обстрела. Для увеличения крутизны, более отлогой стрелки мыса, устраивался уступ высотой до 4 м, существенно увеличивающий обороноспособность городища, особенно при наличии частокола. На укрепленной площадке тесно располагались жилища в виде небольших, слегка углубленных в землю полуземлянок, соединенных между собой переходами, с очагом, находившимся обычно в центральной части.

Хозяйство ханты на юге лесной полосы Прииртышья базировалось на сочетании скотоводства, земледелия, охоты и рыболовства. На севере ведущими были охота и рыболовство. Охота на крупных животных - лося, косулю - давала около половины мясной пищи. Шкурки пушных зверей - бобра, соболя - шли на обмен. Во всей лесной полосе большую роль играло рыболовство. Рыбу (язь, стерлядь, окунь, щука) ловили в реках и озерах.

Из домашних производств были развиты: обработка кости и рога, лепка глиняной посуды, варка клея, а на юге лесной полосы, кроме того, прядение и ткачество. Местная металлургия бронзы и железа хотя и не удовлетворяла всех потребностей, но стояла на довольно высоком уровне. Угорским племенам были известны цементация железа и даже получение узорчатой стали. Из бронзы отливались украшения и антропоморфные и зооморфные изображения. Увеличение притока импортных изделий привело во второй четверти II тысячелетия н. э. к исчезновению собственной металлургии.

В начале II тысячелетия н. э. угорские племена развивали связи с Прикамьем и Русью. Среди орудий труда и украшений ханты (в том числе иртышских) этого времени распространяются вещи, изготовленные в Прикамье, Волжской Булгарии, Среднем Поволжье и в древнерусских городах. К ним относятся славянские топоры, мечи, серебряные височные кольца, лунницы, грушевидные и шаровидные бубенчики, прикамские и мерянские шумящие подвески, гривны, булгарские витые браслеты, серебряные бусины с зернью, чаши с русскими надписями на дне, замки и некоторые другие предметы.

Что касается этнических процессов, имевших место во II тысячелетии н. э., то в ХIII в. происходят коренные изменения этнического состава южной части лесной полосы Прииртышья. В это время сюда вторгаются тюрки-кыпчаки, часть которых была вытеснена из степей в результате походов татаро-монголов начала ХIII в. Местное угорское население было вынуждено уйти в более северные районы Нижнего Прииртышья и Нарымского Приобья.

В ХIII-ХVI вв. население Прииртышья было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Ханты были широко расселены по Оби, Иртышу и их притокам. Их главными занятиями были рыболовство и охота. Рыбу ловили при помощи «морд», сделанных из прутьев, сетями из крапивной пряжи и запорами из жердей. Рыбу употребляли в сыром, сушеном и вареном виде. Из нее вываривали также «рыбий клей». Из кожи рыб осет-ровых пород делали одежду «рыбьи кожанишки и обувь». Как сообщают сибирские летописи, местные жители «одеяние и обувь имеют из рыбьих кож, с осетров, стерлядей, с налимов...

По рекам передвигались на долбленых лодках, украшенных изображениями зверей и птиц. Некоторые из них были крытыми, с крышей из бересты. Имелись и берестяные челноки.

В лесных промыслах основное значение имела охота на лося и оленя. Ставили изгороди и зверя загоняли в ловчие ямы. Охотились также на лесную и водяную птицу. На пушного зверя и птицу ставили ловушки (слопцы перевесы). Мясо употреблялось в сыром и вареном виде. Оленье и лосиное сало считалось лакомством. Известное значение у иртышских ханты имело бортничество. Найдя борть с пчелами, охотник становился ее хозяином, ставя на бортном дереве свою тамгу. Было распространено собирательство. Ханты Прииртышья умели хорошо обрабатывать кожи, меха и дерево. Из звериных и оленьих шкур изготовляли одежду и обувь. Из крапивного волокна изготовляли нити, плели сети и ткали грубое крапивное полотно. Из крапивного холста делали рубашки, украшая их различными узорами. Выделывали шкурки налима, осетра, стерляди, шили из них обувь и одежду. Иртышские ханты, как и большинство угров, жили в полуземлянках (хант. «мыгхот» - буквально «земляной дом»), представлявших собой четырехугольную яму, иногда имевшую деревянный сруб. Крыша делалась из жердей и крылась дерном.Окон не было, свет проникал через небольшое отверстие в крыше, оно же служило и для выхода дыма и прикрывалось небольшой дощатой дверью. В некоторых жилищах пол и стены обшивались деревом. Вдоль стен ставились деревянные скамьи. Около жилищ выстраивали деревянные амбарчики на сваях, в которых хранили пищевые продукты и различные вещи домашнего, рыболовного и охотничьего промыслов. Кроме зимних поселений имелись в урочищах близь рек летние юрты.

К моменту прихода в Сибирь русских у ханты сформировался институт власти в виде военных вождей (уртов) или князьков.

На территории нашего района существовало три хантыйских княжества: Назымское, Нимьянское (Демьянское) и княжество Бояра. Столицами княжеств были укрепленные городки («вош», «вош-пай»), которые представляли собой крепость (комплекс срубных жилищ, обнесенных оборонительной стеной и валом), в которой жил «князь» со своей семьей, а также его слуги и рабы. Здесь находился арсенал, сокровищница и княжеское капище. В городке могли быть сосредоточены кузнечные, оружейные и бронзолитейные мастерские. Охраняли городок ополченцы-общинники.

В ходе сибирской экспедиции вниз по Иртышу, начавшейся в конце зимы 1582/83 года, первое крупное сражение произошло у устья Туртаски. Сопротивление оказали татары, засевшие в укрепленном городке. После этого сражения казаки двигались уже по землям ханты (остяков). В районе Лебаутских юрт проходила южная граница расселения ханты. Казаки вступили на земли Назымского княжества. Не встретив особого сопротивления со стороны князьца Кошеля, они разгромили городок под названием Кошель-ваш, а по-русски Кошелево городище. Именно этим объясняется то, что Назымское княжество утратило старое название, а его столица пришла в упадок. При следующем князе Лебоуте возвышаются Лебаутские юрты.

Продолжив путь, казаки добрались до демьянова городка, расположенного на Иртыше. Остяки во главе с князем Нимьяном оказали упорное сопротивление. Было собрано войско, состоящее из ханты и манси, которые пришли с Конды. На взятие демьянского городка ушло достаточно много времени. Без боя был взят Рачевский городок, где находился идол бога Рачи.

Впоследствии на основе княжеств образовались инородческие ясашные волости. Самой многочисленной была Назымская волость на Иртыше. В начале XVII века в ней насчитывалось 60 ясашных людей, в то время как в двух Верхне-демьянских волостях - 14, в городке Демьяне - 37.

Огромное влияние на быт коренного населения оказало пришлое население. В тайгу буквально хлынул поток промышленников, что привело к сокращению свободных промысловых площадей. В конце XIX века начался упадок пушного промысла. Это стало следствием произошедших пожаров на Югане и Нарыме. Тамошние остяки стали перекочевывать на Демьянку и использовать для промысла соболя «обмет». Местные демьянские ханты были оттеснены на Иртыш и больше стали заниматься рыболовным промыслом и переходить к оседлому образу жизни. Ханты, живущие по Иртышу, осели еще раньше.

Совместное проживание с татарами, установление связей с казаками, а затем и с русскими переселенцами, и близость Иртыша - главного судоходного пути, соединяющего южные районы с северными, послужили причиной быстрой ассимиляции ханты. И уже в конце XIХ - начале ХХ веков ханты ведут оседлый образ жизни, живут в постоянных селениях - юртах, занимаются земледелием, охотой, рыболовством, сбором кедровых орехов и ягод, держат домашний скот, одеваются в домотканые вышитые русские рубахи и носят на нагрудных бисерных украшениях кресты. Большей частью ханты были крещеными.

Еще большее влияние на процесс ассимиляции оказала революция 1917 года. До этого момента коренных народов края называли уничижительно - «инородцами» или «нацменами». Но советская власть решила уравнять всех в правах. По проведенной в 1920 году советской переписи, всех ханты, живущих в юртах по Иртышу, записали русскими. Таким образом, ассимиляция иртышских ханты была узаконена властью.

По последней Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, в Уватском районе насчитывалось 88 ханты, сегодня 86 человек. Главным образом они проживают по Демьянке и ее притокам, в основном это представители другой группы народа ханты.

К другим новостям "Уватских известий"

Автор: Валентин Поспелов