В наше современное время деревенская жизнь претерпела немало экономических и социальных преобразований. На селе меньше стало предприятий с крупнотоварным производством, появилась безработица, на фоне этого произошел отток трудоспособного населения из деревни в город. Обострилась демографическая проблема, изменилась возрастная структура населения. В сель- ской местности, в отличие от прошлых времен, возникли совершенно новые трудовые и межхозяйственные взаимоотношения. Поменялся менталитет деревенского жителя - в финансовом плане люди больше стали надеяться на себя и собственные силы, а в экономиче- ском развитии и юридических вопросах они выглядят предприимчивыми, хваткими, грамотными. Все это произошло потому, что оставленные без социалистической опеки сель- ские граждане, благодаря народной смекалке и стремлению выжить в любых экономических условиях, нашли в себе силы определить не только свое будущее, но и будущее своих детей. Бывая в наших деревнях, и разговаривая с их жителями о проблемах современного экономического бытия, можно наблюдать различные варианты развития каждой отдельно взятой семьи. Кто-то из сельчан смог организоваться и зарабатывать себе на жизнь одним путем, кто-то другим, кто-то третьим, но всех их объединяет одно качество - трудолюбие. Трудолюбивый, смекалистый житель российской деревни, в отличие от лентяя, всегда будет жить в достатке, гордо и достойно неся нелегкую ношу сельского труда. В данной заметке я хочу остановиться на трех типичных деревенских героях, которые, идя по жизни собственным путем, смогли достичь определенных вершин в своем аграрном развитии. Все они являются жителями Журавлевского сельского поселения.
Первое личное подсобное хозяйство, которое предстало перед нами, перед областной телевизионной съемочной группой «Живая деревня» - это многоотраслевое подворье семьи Ольги Борисовны Олениной-Усик с мужем Николаем Владимировичем. Простой деревенский домик, с замысловатыми надворными постройками, сразу при входе встречает тебя разномастной живностью. Посмотришь направо - там утиная стая, крякая и переваливаясь с ноги на ногу, дружно марширует по своему, только им изведанному маршруту. Глянешь налево - разномастные куры, кудахча, бегут под свой навес. Тут же в клетках и вне их суетятся кролики, не боясь своих пернатых соседей. За забором мычат коровы, в сарае хрюкают свиньи, лошадь-красавица стоит у привязи. В общем - большой советский колхоз, иначе и не назовешь. А заправляют всем этим хозяйством простые деревенские люди, которые, благодаря своей природной смекалке, трудолюбию не только самих себя, но и своих детей, смогли организовать вести это немалое подсобное хозяйство.
«Начиналось все не сразу, - рассказывает Ольга Борисовна, - главное действующее лицо своего беспокойного двора. - Сначала мы хотели по- строить мини-ферму, для этого взяли кредит, купили скот, но потом передумали и пошли иным путем - организовали многоотраслевое личное подсобное хозяйство. В финансовом отношении было вначале очень трудно, но постепенно выкарабкались из долгов, смогли приобрести необходимую кормозаготовительную технику, стали сдавать молоко, продавать мясо, яйца, так вот и зажили. Конечно, все, что мы имеем, досталось нам тяжелым ежедневным трудом, хроническим недосыпанием. Не раз хотелось все бросить. Но жить-то как-то надо, иначе кто будет нас кормить, одевать, учить наших детей? Вот так уже несколько лет ухаживаем за своим беспокойным хозяйством, преодолевая все трудности и, порой, навалившиеся неожиданно проблемы. Как ни странно, живя в деревне и держа более четырех десятков голов КРС, 25 из которых являются дойными коровами, мы не имеем собственной земли для выпаса скота и заготовки кормов. Нас опахали со всех сторон, не оставив рядом ни одного свободного участка для ведения приусадебного хозяйства. Это сдерживает наше развитие. Тем не менее, мы реализуем на молзавод ежегодно более ста тонн молока, продаем нашим постоянным клиентам мясо, живых поросят, яйца, птицу. Так вот и живем, ни от кого ни завися, - кормим и одеваем себя, наших детей и внуков».
Второй деревенский объект, который мы посетили, подворье Андрея Михайловича и Фаины Николаевны Леванюк. При первой встрече с хозяином дома сразу почувствовалась его природная смекалка, хватка и твердая рука в ведении приусадебного хозяйства. Дом по современным меркам небольшой, но среди остальных деревенских строений отличается особой оригинальностью - высокий, красивый, ухоженный. Несмотря на огромные мартовские сугробы, на усадьбе этой семьи просматривались добротные хозяйственные постройки, хорошая летняя кухня с банькой, теплица, ягодные кустарники и фруктовые деревья, качели, мангал и многое другое. К каждому объекту проложены строганные дощатые тротуары, по которым пройти можно в любое время года и обувь останется чистой. Аккуратные клетки с кроликами, стайка с телятами, на задворках - собственная пилорама, на окнах дома с замысловатым крыльцом тянется к солнцу великолепная помидорная рассада. Такой, по своему вегетативному развитию, я не видел даже у бывалых огородников. Весь этот деревенский уютный комплекс под- сказывал, что здесь живут очень трудолюбивые, культурные люди. Андрей Михайлович в нашем с ним общении много говорил о проблемах села, государственной адресной поддержке населения, о человеке труда в целом.
«Давать финансовую помощь надо не каждому встречному безработному, а тем, кто что-то делает и стремится к развитию своего хозяйства, - говорит Леванюк. - Ленивый и безответственный человек никогда не станет хозяином, он эту помощь промотает, пропьет и будет жить, как и прежде, не имея ни кола ни двора. Надо больше помогать тем, кто действительно в этом нуждается, меньше им мешать в становлении малого бизнеса. Я приведу пример: мы рядом с домом открыли с женой небольшой продуктовый магазинчик, переделанный из бывшей заброшенной избушки. Не успели еще заработать первый рубль, а нас уже обложили налогом. Чтобы оформить санитарную книжку, нужно пройти было медкомиссию и заплатить за это пять тысяч рублей. Когда все начинаешь с нуля, я считаю, это очень дорого. У нас уже побывало немало проверяющих, все гнут пальцы веером и требуют выполнения невозможного. Так дайте сначала нам заработать, не лезьте к нам хотя бы три года, а потом уже требуйте выполнение своих инструкций. Помогать надо начинающему бизнесу не проверками, а льготами.
Живем мы в основном за счет заготовки и продажи дров, пиломатериала и выращенных на своем участке овощей, ягод и животных. Благо, на нашей территории есть фермы в деревнях Шаньгина и Тетеркина, где востребован производимый мною пиломатериал, который они покупают. Без этого жить пришлось бы нелегко. Раньше мы заготавливали под реализацию много дров, сейчас с этим делом стало труднее. Лесники требуют укладывать дрова в поленницы непосредственно в лесу, затем их обмеряют, а после уже разрешают вывозить. Вот и приходится делать двойную работу, да еще охранять готовые дрова, чтобы их не украли. Это, я считаю, неправильно. Нужно упрощать жизнь сельскому населению, а не усложнять ее».
Следующим сельским бизнесменом стал хозяин Журавлевской животноводческой мини-фермы Александр Рамазанович Щегербаев. Он вместе со своей супругой Куралай Бектасовной и остальными членами семьи уже не первый год ведут это нелегкое дело. Были в их работе финансовые взлеты и падения, тяжелым бременем лежали кредиты, отсутствие кормозаготовительной техники, низкие закупочные цены на с/х продукцию и другие проблемы.
«Многие трудности уже позади, - говорит Александр Рамазанович. - В настоящее время благодаря повышению цен на молоко, мясо мы вышли на стабильное производственно-финансовое положение. Большую помощь оказало Правительство Тюменской области, поддерживая нас субсидиями на погашение кредитов, приобретение техники, скота и реализацию молока. Сейчас на ферме 117 голов КРС, в том числе 38 дойных коров. Ежемесячно молочный завод закупает у нас около 12-14 тонн молока. Кроме того, мы реализуем выращенную на ферме говядину на рынках в городе Тюмени. С осени прошлого года по февраль текущего я участвовал в пяти ярмарках, продавал мясо - баранину, говядину. Мы на месте не стоим, постоянно занимаемся обновлением скота. Старых, низкопродуктивных коров реализуем на мясо, взамен покупаем племенных нетелей, за них нам Департамент АПК выплачивает субсидии в размере 50% от стоимости приобретенных животных. У нас есть полный набор кормозаготовительной техники, на которой заготовляем сено. Сенаж приходится покупать в соседнем хозяйстве, благо они нам в этом не отказывают. Хотелось бы на перспективу провести реконструкцию фермы - расширить ее, механизировать уборку навоза, это для нас пока самая трудоемкая работа. Кроме того, мы бы хотели изменить принцип содержания коров - перевести их с беспривязного на привязное содержание, что позволит организовать индивидуальное кормление животных, снизит их травматизм и поднимет продуктивность. Подсчитав стоимость реконструкционных работ, которые выльются в 5-6 млн рублей, мы пока отказались от этой затеи. Без поддержки государства, самостоятельно нам эти затраты не потянуть, а кредиты под высокий процент мы взять не можем - это нас просто-напросто разорит».
Выслушав мнения руководителей малых форм хозяйствования, можно сделать вывод, что они не летают в заоблачном мире и не хватают звезд с неба, а просто живут обыкновенной деревенской жизнью в нашем реальном времени. Люди добросовестно трудятся, честно зарабатывая себе на жизнь, им просто некогда прохлаждаться и отдыхать. Они в постоянном поиске, переживаниях и заботах о завтрашнем дне. И все то, что они делают для себя и других, должно заслуживать огромного уважения и понимания со стороны не только односельчан, но и государственных мужей. Таким героям села завидовать нельзя, им необходимо реально помогать. Тогда и народ будет жить богаче, и деревня не пропадет.
Фото автора