Вспоминаю достаточно забавную историю, произошедшую когда‑то, теперь уже в далеком прошлом, в Вагайской школе. Как‑то мужская часть педагогического коллектива готовилась чествовать своих коллег – женщин с Международным женским днем. Когда к назначенному времени учителя стали собираться в одном из школьных помещений, месте проведения нашего мероприятия, всем в глаза бросилось четверостишие, изящно написанное художественным шрифтом и размещенное над входной дверью:
Забросить невод в озеро любви
И чудо – женщину поймать не сложно.
В ее объятиях до седой зари
Остаться только мудрый сможет.
Ниже указан автор: Омар Хайям. Зная лишь то, что каждое четверостишие персидского философа стремится к точной формулировке, к афоризму, мы приняли все за чистую монету, удивившись только одному – а кто же сумел найти столь подходящий к моменту афоризм, красиво оформить и разместить именно там, где должно. Только на следующий день выяснилось – тем «восточным мудрецом, астрономом и поэтом», автором этих строк оказался Николай Александрович Банников, работавший в те годы заместителем директора по учебной работе. Он всегда умел и умеет остроумно пошутить, рассказать анекдот или забавную историю, в нужный момент разрядить обстановку.
15 марта моему коллеге, с которым в одном коллективе мне довелось работать без малого три десятилетия, исполняется 70 лет. Жизнь, говорят, – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. А в памяти от совместной с ним работы осталось много приятных воспоминаний.
Началу его работы в Вагайской школе предшествовали учеба в Тобольском педагогическом училище, после окончания которого ему довелось непродолжительное время работать воспитателем в Абалакской школе-интернате, учителем черчения, рисования, пения Пановской семилетней школы Тобольского района, затем трехгодичная служба в армии (г. Владивосток, в составе ВМФ). После демобилизации принят на работу в Вагайскую среднюю школу. Сначала учителем физкультуры, затем истории. Окончил Тюменский государственный университет по специальности «Историк. Преподаватель истории и обществоведения».
В разные годы работал директором школы, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителем директора по учебной работе, учителем. Есть хорошее изречение: «Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным». На любой из этих должностей он был, безусловно, полезен, а потому и авторитетен.
По должности мне как директору школы приходилось довольно часто посещать уроки учителей: у одних – чтобы учить, у Николая Александровича – чтобы учиться. Он преподавал предмет, определяющий уровень образованности человека – историю. Николай Александрович не просто хорошо знал ее, что естественно, он умел преподнести его школьникам так, чтобы они увидели ценность и практическую значимость истории, он учил их за сухими цифрами, датами, фактами, описаниями событий видеть живых людей, видеть в истории нечто большее, чем просто школьный курс. Он умел (теперь говорим об этом уже в прошедшем времени) изучение своего предмета сделать увлекательным и полезным для них. Не случайно в течение многих лет, будучи руководителем районного методического объединения учителей истории, учил их преподавать этот предмет, был членом школьной аттестационной комиссии (Вагайской школе официально было дано право присваивать учителям высшую квалификационную категорию), вел «Школу молодого учителя».
Писать о Николае Александровиче – дело непростое, потому что он человек интересный, а потому достаточно сложный. Его эмоции видны не всегда. Он уравновешен, всегда выдержан. Как мне кажется, именно среди таких людей больше сильных и авторитетных личностей, имеющих собственные правила, принципы и твердую почву под ногами. Он всегда остается самим собой, умеет аргументировано отстаивать свое мнение, у него высоко развито чувство собственного достоинства, умеет талантливо слушать. Николай Александрович интересный собеседник, потому что он богат интеллектуально, эрудирован.
Многолетний опыт работы меня убедил в том, что дети ждут учителя требовательного, но справедливого, внимательного, понимающего, с чувством юмора, творческого. Учителя, умеющего повести за собой, интересного в общении, такого, как педагог Вагайской средней школы Н. А. Банников.
Профессионализм, признание и уважение в педагогическом коллективе и стали той основой, которая и предопределила его плодотворную работу в должности заместителя сначала по воспитательной, а затем по учебной работе. В последней из них он работал с 1990 по 1998 год. Это было сложное для образования время. Благодаря в том числе организаторским качествам Н. А. Банникова педагогический коллектив школы успешно решал стоящие перед ним задачи.
Нина Алексеевна Шевелева, вступившая в должность заместителя директора по учебной работе после него, так характеризует коллегу: «Мне в жизни везет на хороших, достойных людей, на которых можно положиться, которым можно доверять, которые умеют держать данное слово. Именно к таким людям относится Н. А. Банников, который 15 марта отмечает свой солидный юбилей. Учитель, заместитель директора, главный методист Вагайской средней школы, мудрый, талантливый педагог – наставник. Какие бы высокие эпитеты ни прилагали к имени Николая Александровича – они совсем не выглядят штампами, потому что он легко вписывается в круг тех людей, кого очень хорошо знают не только в учительской среде.
Профессионал, имеющий свою точку зрения на многие вопросы, Николай Александрович может гордиться тем, что частичку своей души, веры сумел донести до сердец многих молодых поколений. Есть его неоспоримая заслуга и в воспитании и становлении педагогических кадров».
Николай Александрович, думаю, интересен окружающим и потому, что сам интересуется многим: политикой (а как же иначе!), спортом, поэзией, коллекционированием монет…
Спорт всегда был неотъемлемой частью его жизни. В педучилище был капитаном сборной по баскетболу, участвовал в соревнованиях по атлетическому десятиборью. Работая в школе, принимал участие в районных и областных соревнованиях по шахматам, шашкам, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, футболу, настольному теннису, стрельбе, бильярду. Знаком ему и сладкий вкус победы. Все годы работы в школе, до 65 лет, вел с учащимися баскетбольную секцию. Последние два года, уже окончательно распрощавшись с преподаванием милой его сердцу истории, работал тренером по баскетболу в Центре дополнительного образования. Возможно, спорт и оказал свое благотворное влияние на формирование таких его качеств, как собранность, организованность, дисциплинированность. Сейчас внимательно следит за ходом чемпионата Европы по биатлону.
Если о его пристрастии к спорту знают все, кто с ним общается, то о его поэтическом даре знают немногие. Стихи у него разные. То лирические, трогательные, мелодичные:
Я вновь ищу твои глаза.
В них что‑то есть необъяснимое –
То вдруг качается слеза,
То вспыхнет небо темно-синее.
Некоторые из них, вероятно, были продиктованы особенностями нового времени, пришедшего на смену прошлому:
Сегодня у нас иное время,
Как взрывом, разбило привычки тех лет.
В муках рождается новое племя,
Новые люди рвутся на свет.
Не знаю, изучал ли Николай Александрович историю монетной чеканки или денежного обращения или его увлекает сам процесс коллекционирования, но его коллекции, в которой представлены монеты более 80 стран, думаю, может позавидовать любой нумизмат. Для их сбора использует любую возможность, в том числе и путешествия и экскурсии, которые в молодые годы любили они совершать вместе с женой, Надеждой Александровной. Побывали В Югославии, Венгрии, Румынии, во многих союзных республиках бывшего СССР, городах Советского Союза.
Естественно, нельзя представить Н. А. Банникова вне общественной работы. В разные годы довелось ему (кроме тех общественных поручений, которые были уже названы) быть членом бюро райкома комсомола, президиума РК профсоюза работников просвещения, секретарем учительской парторганизации, руководителем школьного музея, школьного научного общества (в 90‑х годах в Вагайской школе было сформировано такое объединение из одаренных учащихся).
Талантливый учитель, автор многих идей, целеустремленный организатор, профессионал высокого класса, Николай Александрович за 44 года педагогической деятельности удостоен многочисленных почетных званий и наград: медали «За доблестный труд. В ознаменование 100‑летия со дня рождения В. И. Ленина», нагрудного знака «Отличник народного просвещения РСФСР», Почетной грамоты министерства образования, нескольких знаков «Победителю социалистического соревнования», Почетных грамот областного института усовершенствования учителей, областной думы, грамот и дипломов местных органов власти.
Семейная чета Банниковых воспитала достойных сыновей: старший, Александр, награжден знаком «Почетный работник общего образования», ветеран труда, младший, Николай, окончил Новосибирский институт водного транспорта, в настоящее время работает на Чукотке по специальности.
Уважаемый Николай Александрович, поздравляю Вас с юбилеем! Своим честным многолетним служением делу просвещения Вы заслужили уважение и признание педагогического сообщества района, школы, родительской общественности. Хочу Вам пожелать быть, как и прежде, в ладу с самим собой, сохранить качества, присущие Вам, на долгие годы, здоровья и Вам, и Вашим близким!