Внимание прохожих интересной архитектурой привлекает здание ветбаклаборатории на улице Советской. Оно построено в 1961 году. В то время многие учреждения строились по проектам, в которых простота внешнего вида сочеталась с некоторыми элементами классического стиля. Колонны у открытого парадного входа придают зданию торжественный вид, как будто не контора это вовсе, а дворянское поместье.
Строилось помещение с учётом специфики работы. Внутри здания ничего не напоминает о старине, только высокие – свыше трёх метров, потолки. Здесь были лаборатории для ветеринарных исследований, моечные, кабинеты персонала. По тем временам коллектив получил замечательный подарок к новому году, до этого лаборатория ютилась в старом деревянном помещении. Когда в нашем районе создавались коллективные хозяйства, организовывались общественные стада, параллельно происходило формирование и ветеринарной службы. Можно даже предположить, что ветеринары появились в самом начале двадцатого века, в годы заселения посёлка.
Ветеринария считается одной из самых древних профессий – с тех пор, как человек стал приручать и содержать домашних животных. В Российском государстве Пётр Первый стал основателем этой службы – появились первые коновальные школы, издавались указы «О непродаже худого мяса», «О битие мясниками скотины в указанном месте», было предписано «чтобы никакой скотины и живности без свидетельств не били»...
Но вернусь к истории нашей лаборатории. Среди её старожилов – ветеринарные врачи супруги Пальяновы, С.М. Маслова, ветсанитары И.П. Макарова, А.А. Боярских и многие другие. К сожалению, в архиве ветлаборатории не сохранились документы ранней истории учреждения. История создавалась самими людьми.
Михаил Григорьевич Пальянов с супругой Татьяной Яковлевной приехали сюда после окончания Омского сельхозинститута. В книге приказов межрайонной ветбаклаборатории от 21 августа 1958 года по этому поводу сказано: «Принять на должность ветврача эпизоотолога М.Г. Пальянова... Оплатить подъёмные (месячный оклад) и фактические расходы по перевозке имущества и членов семьи». В это время уже строилась новая лаборатория, строительство начиналось под руководством заведующего А.А. Дрыга. В эксплуатацию была введена Пальяновым.
Михаил Григорьевич на заслуженном отдыхе, как он сам говорит, « давно отошёл от дел». Но вспоминает те годы он с любовью и даже в глазах загорается огонёк вдохновения:
– Интересное тогда было время. Штат был большой – двенадцать человек. Врачи серолог, бактериолог, врач-химик, водители, санитарки. Всем хватало работы – обслуживали три района – Аромашевский, Бердюжский и Голышмановский. Общественного крупнорогатого скота, лошадей, свиней было много – брали пробы на анализы на самые разные заболевания – бруцеллёз, ящур и так далее. Нередки были вспышки инфекционных заболеваний. Нам приходилось наблюдать даже диких животных – лосей, заражённых ящуром. Из-за многочисленных язв на языке, на копытах животное не могло передвигаться, есть и погибало от истощения. В период вспышек заболеваний мы соблюдали строжайший карантин на фермах, в деревнях, не допускали повсеместного распространения. Изоляторы были на каждой ферме, запрещалось и людям покидать деревню. В особых случаях их проводили через санпропускник, где были специальные дезковрики.
В книге приказов очень часто встречаются записи такого рода: «Командировать ветврача Е.А. Юркину и лаборанта Андрееву с походной лабораторией в Бердюжский район для проведения серологического исследования КРС на бруцеллёз». «Командировать спецмашину «ДУК» в Аромашевский район для дезинфекции животноводческих помещений». Командировки продолжались до двух и более недель. Люди всё это время жили вдали от дома, в полевых условиях. Цель была одна – не допустить распространение заболеваний, новых вспышек.
Ветеринарные врачи вспоминают, насколько была жёсткая дисциплина внутри коллектива. Это подтверждают и приказы. Однажды санитарке вивария лаборатории для опытов и исследований на грызунах было поручено вакцинировать мышь. Она сделала запись, что мышь была заражена, а на самом деле санитарка пожалела мышь и вакцину не сделала. Работница получила серьёзное взыскание за невыполнение задания, а невыполнение могло повлиять на качество исследований.
София Михайловна и Виталий Дмитриевич Масловы приехали в район уже в шестидесятые годы. Они тоже окончили Омский ветеринарный институт, там и поженились. Посёлок тогда был небольшим, показался молодым людям чистым и ухоженным. Даже при том, что асфальтирована была только центральная улица Садовая. Улицы буквально утопали в зелени садов. Только спустя несколько лет пришла пора дождей, залило посёлок, он стал грязным и неприступным. В резиновых сапогах ходили на работу, держась за частоколы. Пока не сделали канавы у дорог, вода стояла на улицах. В тесной связи работали все ветеринарные службы – ветстанция и лечебница, управление сельского хозяйства и лаборатория. Супруги вместе работали на ветстанции, а в лабораторию ушла Софья Михайловна уже в восьмидесятые годы. До пенсии работала врачом-серологом, проводила исследования крови животных на бруцеллёз, лейкоз. У птиц брали анализы на активность иммунитета, кожное сырьё в заготовительной конторе проверяли на вирус сибирской язвы, зерно – на токсичность. По словам Софии Михайловны, многие ветврачи после такой работы перенесли на себе болезни животных. Уберечься при таких объёмах, даже соблюдая все меры предосторожности, просто невозможно было.
В настоящее время многое в ветеринарной службе изменилось. Оптимизация коснулась и её. В ветбаклаборатории только отдел диагностики. Два врача работают здесь – Елена Анатольевна Григорьева и Татьяна Анатольевна Филонова. Лабораторные исследования проводит молодой специалист Виктория Неверова. А вот ветеринарный санитар – Ольга Рейнгольдовна Злоян бессменно трудится здесь почти 25 лет.По старенькому дощатому тротуару вхожу на крыльцо полувекового здания. Приоткрываю дверь. Здесь пахнет химическими препаратами и лекарствами. Какие бы перемены не происходили в ветеринарии, да и в обществе в целом, главная задача лаборатории остаётся прежней – врачи и лаборанты стоят на страже здоровья животных. Когда-то учёный-физиолог И.П. Павлов сказал, что медицинский врач лечит человека, а ветеринарный – всё человечество. Эти слова актуальны и в наше время.
Любовь АЛЕКСЕЕВА
Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ