Медиакарта
13:32 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Об антикоррупционной экспертизе, выявлении экономических преступлений

08:00 | 08 апреля 2016
Источник: Призыв

Эти и другие вопросы стояли на повестке заседания совета по противодействию коррупции, которое прошло в большом зале районной администрации под председательством главы Юргинского района Виктора Валентиновича Васильева.

О выявлении коррупциогенных факторов


В последнее время особую актуальность приобрела антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, являющаяся одной из наиболее удачных мер профилактики коррупционных практик. С докладом по её проведению выступил прокурор Юргинского района Илья Андреевич Овсянников. Он рассказал об основных принципах организации экспертизы, к которым относятся: обязательность проведения; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов; компетентность проводивших экспертизу лиц; сотрудничество всех органов власти с институтами гражданского общества при проведении экспертизы.

Из доклада И.А. Овсянникова


Прокуратура Российской Федерации, в отличие от Министерства юстиции России, занимается в обязательном порядке антикоррупционной экспертизой действующих нормативных правовых актов, а не их проектов. Прокуроры в рамках своих полномочий осуществляют данную экспертизу по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной служб, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательств, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций; социальных гарантий лицам, замещающим государственные и муниципальные должности. В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов выносится требование прокурора об изменениях акта. Данное требование может быть обжаловано в установленном порядке.


Существуют отличия экспертизы на коррупциогенность, проводимой органами прокуратуры, от аналогичной экспертизы, проводимой другими субъектами. А именно: обязанность разработчика реагировать на требования прокурора, в то время как отказ от рекомендаций Минюста России и независимых экспертов не влечёт для разработчиков никаких юридических последствий; независимость органов прокуратуры, в то время как ведомственная антикоррупционная экспертиза не исключает субъективного подхода в процессе нормотворческой деятельности, что подчас приводит к созданию комфортных условий для оказывающих услуги служащих, а не для тех, кому эти услуги предоставляются.

Подробнее Илья Андреевич остановился на коррупциогенных факторах, как устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, так и содержащих трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям, дав конкретные пояснения к каждой формулировке. Перечень факторов, замечу, достаточно большой. Назову лишь несколько. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации. Определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения действий в отношении граждан и организаций, то есть формулировка «вправе» даёт право государственному органу, органу местного самоуправления или организации «выполнять» или «не выполнять». Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона. Наличие завышенных требований – установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

О контрактной системе в сфере закупок


О том, как на территории района реализуется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участникам совета доложил заместитель главы района, руководитель контрактной службы Владислав Константинович Пуртов. Своё выступление он начал с напоминания о том, что закупки проводят двенадцать заказчиков, включая администрацию Юргинского муниципального района, отдел образования, девять сельских поселений, МКУ «Фонд имущества». Каждый из заказчиков самостоятельно планирует и анализирует свою работу, осуществляет все мероприятия. У каждого – сформирована контрактная служба или назначен контрактный управляющий. Были приведены цифры по работе контрактной службы администрации района.

Из выступления В.К. Пуртова


Прокуратурой Юргинского района в марте текущего года проведена проверка районной администрации по соблюдению законодательства о муниципальных закупках. В результате выявлено несколько нарушений. Первое: специалисты контрактной службы, включая руководителя, не имеют необходимого высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Второе: электронная цифровая подпись, необходимая для подписания документов в ходе осуществления закупок, получена только первым заместителем главы района, не являющимся сотрудником контрактной службы и самостоятельно её не использующим. Третье: администрацией района, выступающей в качестве муниципального заказчика, не проводится экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, на предмет их соответствия условиям контракта.


Информация по нарушениям доведена до специалистов контрактной службы. Разрабатывается проект нормативного правового акта, закрепляющий порядок, перечень и условия проведения экспертизы заказчиком товаров, услуг, работ, а также привлечения экспертов.

О выявлении экономических преступлений


В повестке заседания совета стоял вопрос о проверках по выявлению преступлений экономической направленности, в том числе в сфере противодействия коррупции, проведённых отделением полиции. Информацию представил заместитель начальника ОП № 2 МО МВД России «Омутинский» Сергей Сергеевич Москалёв.

Из отчёта С.С. Москалёва


Проводилась работа в сфере лесопромышленного комплекса на правильность выделения лесосечного фонда на территории района в течение прошлого года. Проверялось исполнение двух муниципальных контрактов. Состоялась проверка по выделению денежных средств на улучшение жилищных условий молодых специалистов. Нарушения не выявлены.
В сфере агропромышленного комплекса: осуществлена проверка на одном предприятии, получившем субсидию на возмещение затрат на техническое и технологическое оснащение. Запрошены сведения о гражданах – участниках областной программы по реализации дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов в организациях и предприятиях района в период с января 2013 года по настоящее время. Проводится проверка.
Отделением полиции и прокуратурой района разработан совместный план мероприятий на территории района на 2016 год.

Что касается коррупции. Выявлено одно преступление по части 3 статьи 291 УК РФ: дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий. Гражданин Д. пытался подкупить сотрудника УУП, в результате стал фигурантом уголовного дела, которое на сегодня окончено и направлено в суд.


В рамках заседания заслушивались также вопросы реализации нацпроекта «Образование», организации работы МФЦ в части предоставления муниципальных услуг, освещения деятельности органов местного самоуправления районными СМИ.

Автор: Ольга Коновалова