Я смотрю на старую фотографию, на которой засняты Константин Семенович Ябров, его жена Мария Ивановна и его мать Саламея Илларионовна. На обратной стороне дата - 27 июня 1941 года. Уже пять дней, как началась Великая Отечественная война. Константин Семенович, который работал председателем Окуневского сельского Совета и состоял в рядах ВКП (б) точно знал, что если его не призовут на фронт, пойдет добровольцем. Как-то раз он зашел в дом и, обращаясь к жене, сказал:
- Мария, я принял решение идти на фронт добровольцем. А то потом скажут, отсиделся тут, в тылу…
И вот 21 августа 1941 года поезд уже вез его на восток, в Омск, где шло формирование новобранцев. Отсюда Константин Семенович попал под Старую Руссу.
Битва под Москвой. Сталинград, Курская Дуга, взятие Кенигсберга, Восточная Пруссия… И всюду кромешный ад огня, а города и села сплошь затянуты плотной дымовой завесой. И каждый день любого боя, каждый его час и каждая минута были одинаково тяжелыми и кровавыми, до изнеможения изнурительными и трагическими.
Обычно в письмах, которые приходили от Константина Семеновича примерно один раз в квартал, он писал:
«Жив. Здоров. Ничего писать нельзя». А однажды написал: «Мне довелось убить немца. У вас там лето, тепло, спокойно. У нас буря, земля и небо смешались». А потом пришла похоронка, в которой сообщалось, что старшина Константин Семенович Ябров погиб 28 января 1945 года в Восточной Пруссии. Мария Ивановна и все родные Константина Семеновича так и считали, что погиб он за границей и никому из них не побывать на месте его захоронения.
- А когда в газетах пошли публикации к 65-летию Великой Победы, они натолкнули меня на мысль поискать, где же все-таки захоронен Константин Семенович, - рассказывает Михаил Васильевич Осинцев, который доводится родным племянником Марии Ивановне. - Целый месяц «просидел в Интернете» на сайте «Захоронения в Восточной Пруссии». И в одном из захоронений, где 109 фамилий, нахожу знакомую мне фамилию. Сходится все. Теперь мы знали - это Черняховский муниципальный район, поселок Свобода.
А потом в руки Михаила Васильевича попала газета «Тюменские известия», в которой сообщался сайт погибших во время Великой Отечественной войны. И он выдал: Ябров Константин Семенович, уроженец Омутинского района, 1908г.р., старшина роты связи 1019 стрелкового полка 307 стрелковой дивизии погиб на станции Пейтшендорф (сейчас территория Польши) Восточной Пруссии 28.01.1945г. То есть, место гибели не совпадало.
- И все-таки после долгих поисков я нашел, что он погиб недалеко от Зенсбурга (сегодня Мронгово), это километров 10-15 от Пейтшендорфа. Как тогда он попал в списки братской могилы советских воинов, погибших в январе 1945 года, поселка Свобода?
Поселок был взят 23 января 1945 года воинами 160-го, 162-го, 163-го стрелковых полков 54-й гвардейской дивизии.
Памятник установлен в 1949 году, мемориальный комплекс, куда были перенесены останки 46 бойцов, погибших в окрестностях поселка, создан в 1985 на средства совхоза и местных жителей.
- А потому есть две версии, - рассуждает Михаил Васильевич. - Первая: когда после войны стали приводить в порядок захоронения, их оказалось столь много, что необходимо было перенести в братские могилы. И второе: после войны те части, которые освобождали от врага Кенигсберг, расформировывались, может быть кто-то из боевых товарищей Константина Семеновича стал работником военкомата и решил увековечить его имя на нашей территории. Сможет ли кто-то ответить на этот вопрос? Но точно то, что фамилия Яброва Константина Семеновича есть в именном списке безвозвратных потерь личного состава. Точно и то, что помнят его на родной сибирской земле, Окуневские старожилы, родственники. Поистине: через года, через века - помните!
Г.БОГАТОВА
P.S. В 50 километрах от поселка Свобода братское захоронение, где похоронен земляк Константина Семеновича Иван Васильевич Игнатов. Воевали рядом, но виделись ли?