Медиакарта
14:16 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Во всем надо находить смысл...

Продолжаем разговор о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые проходят реабилитацию в отделении дневного пребывания, действующего на базе Комплексного центра социального обслуживания населения. На этот раз он состоялся с Е.Е. Поповой — психологом данного заведения. 

- И с чего начинается ваше знакомство?

- С беседы с мамой или папой ребёнка, выявляю — какие у него существуют проблемы, - сказала Екатерина Евгеньевна.- Потом провожу диагностику. Если дети маленькие или с диагнозом ДЦП, то смотрю по наблюдениям, опрашиваю родителей. У старших выявляю психические процессы, по тревожности - тоже с помощью диагностики. Затем, на основе этих данных, составляю план индивидуальной работы с каждым ребёнком. Там всё прописывается — какие занятия проводятся и для чего. Если этого не требуется, то просто консультирую, чтобы можно было в домашних условиях заниматься. Чаще всего проводятся индивидуальные «уроки» и в удобное для них время.

- И какова продолжительность таких встреч?

- Всё зависит от состояния ребёнка: если быстро устаёт, то 20-25 минут. Обычно же - до 40 минут.

- И с какой периодичностью?

- Практически ежедневно.

- А в день сколько получается?

- Когда как — то одно занятие, а то и пять. Вот сегодня назначено три. Порой результаты работы видны не так явно, как бы хотелось, потому что, как правило, даётся всего 10 занятий. Хотя мы продолжаем помогать и дальше... Если возникли доверительные детско-родительские взаимоотношения — это уже хорошо, и чтобы их развивать, надо придерживаться рекомендаций специалиста. Разве нельзя назвать удачей общение ребёнка, который до этого не мог даже адекватно реагировать на чужих людей, просто входить в кабинет, воспринимать действия и самые простые просьбы психолога, прикоснуться к игрушкам. И вот спустя три, четыре, а может и пять занятий, он всё это выполняет, и - охотно...

- А не говорит ли это о том, что некоторые родители мало уделяют внимания своим детям?

- Не исключено. Часто можно услышать и такое: «Ну, и смысл всех занятий?» Да, вот он смысл — общение с другими людьми, новые эмоции, игрушки. Всё - яркое, звенящее, брянчащее... Это уже реабилитация для ребёнка... Но, к сожалению, не все мамочки это понимают...

- Выходит, что до взрослых достучаться трудней, чем до детей?

- Да. А ведь постоянно напоминаем в рекомендациях... Но у родителей не всегда получается. В основном, как бывает, если дочь или сын не слушаются, капризничают? Родители предлагают им отвлечься — посмотреть, например, мультики или в компьютере чем-нибудь себя занять... Вот в чём проблема! А ведь детям всего лишь нужно внимание любящих мам и пап, которые нередко на первый план ставят бытовые вопросы... Для детей же с ограниченными возможностями здоровья требуются систематические занятия, порой начинающиеся с выполнения наипростейших заданий — проговаривать цвета, формы, элементы какого-нибудь предмета, допустим - машинки. И так каждый день... Взрослые считают подобные уроки пустяковыми, но при этом почему-то самостоятельно не могут уделить и 10 минут ребёнку... Зачастую у домочадцев не хватает усидчивости, вежливости, терпения... Если вдруг что-то не выходит — срываются, называют детей бестолковыми. А нет, чтобы подбодрить, поощрить — мол, давай попробуем ещё раз; я уверена — у тебя получится, ты только не сдавайся... Это очень тяжело... Даже добиться от ребёнка того, чтобы убрать за собой посуду, переложить газету на другое место... Между тем, чтобы достичь большего, необходимо начинать с малого — кропотливого, каждодневного труда... Согласна, что мы не волшебники и ничего чудесного не делаем... Просто работаем...

- Конечно, кому-то надо всё и сразу, но так не бывает, - продолжает Екатерина Евгеньевна. - По мнению родителей, получается, что, если психолог за 10 дней «не переделал» ребёнка, то это плохой психолог. И всё, что он делает, — пустая трата времени... С таким настроем любое дело изначально будет провальным... На реабилитационных, коррекционных занятиях, которые проходят в отделении дневного пребывания, обычно присутствуют родители маленьких ребятишек. У старших, в основном, даже не интересуются - отправят сына или дочь в центр, а он порой и не доходит до меня! Отговаривается, что, мол, не нашёл психолога... А лучше бы приходить на занятия вместе с кем-то из родителей, чтобы и в домашних условиях им знать, как вести себя по отношению к детям... И во всём обязательно надо находить смысл, чтобы расположить ребёнка к себе, достучаться до его серца. А это можно сделать только любовью, терпением и верой в успех...

Автор: Лариса ЛАПУХИНА