К себе - строгость, к ближнему - милость
Наталья помнит тот момент, когда впервые переступила порог храма. Робея, сняла тёплую шапку, и тут же в руках оказался лёгкий платочек, его подала пожилая прихожанка. Словно обняла ласковым взглядом, улыбнулась.
– Повезло мне. Если бы кто-то одёрнул, что-то резкое сказал, наверное, не пошла бы больше, – признаётся Наталья. – Долго не решалась на исповедь. Батюшка, тогда у нас был отец Андрей, дал книгу Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», читая, я себя заново познавала, открывала те грехи, о которых не подозревала даже. Накануне исповеди поссорилась с соседкой. Она меня, показалось, несправедливо отчитала. Как приступать к покаянию? Надо ведь примириться со всеми, попросить прощения. Что делать, пошла к соседке, а её дома не оказалось. Исповедалась я, а соседка со мной первая потом заговорила как ни в чём не бывало. Господь так всё управил. После первого причастия я поняла, что во многих моих несчастьях виноваты не окружающие, не близкие, а я сама. Менять, исправлять нужно жизнь свою постепенно. Пост в этом – хороший помощник. Соблюдать посты начала сразу. Если есть Устав церкви, правила определённые, то почему я должна от них отлынивать? Иногда дня по три практически ничего не ела – просфора и святая вода. Телесный пост соблюдать легче, духовный – гораздо сложнее. Искоренять вредные привычки, не вступать в споры. Господь стучится в сердце, а лукавый – в мозги, улавливает нас всячески. Господь видит всё, кто справедлив, кто нет, у нас у самих куча грехов. Язык свой придержал от злых слов, кому-то помог – это маленькие победы, от этого на душе светлее и радостнее. Все наши грехи – от гордыни, мы себя ценим высоко. Паисий Святогорец сказал, что человек похож на заросли крапивы: издалека кажется, безобидная зелень, а когда дотронешься – одна зловредность. С началом поста, у нас на работе ещё двое поститься надумали: один – для здоровья, другая – для похудания. Недавно интересовались, продолжаю ли я держать пост, удивились, что пощусь. Пост – не диета. Держать его помогает осознание того, что ты это делаешь ради очищения души, чтобы к Богу приблизиться, если другого ничего не можем, так хоть это...
Не помрачайте лица...
– Когда Господь создал первых людей – Адама и Еву – они не были плотоядными, – начал беседу о посте батюшка Анатолий. – Употреблять в пищу мясо люди стали после грехопадения. Почему монахи дают три обета: послушания, целомудрия и поста? Со страстями труднее бороться, если человек привыкает к скоромной пище. С ограничения в еде начинается опыт воздержания, опыт отказа от приятного, умение довольствоваться малым. Во время поста бесы не дремлют: поэтому все наши пороки, грехи, страсти обостряются, всеми силами лукавый пытается отвратить от подготовки к празднику Светлого Воскресения. Надо больше молиться, читать Святое Писание, просвещать себя. Апостолы не смогли изгнать беса из бесноватого, смог это сделать только Господь. Когда они спросили, почему, Христос сказал очень важные слова, которые всегда надо помнить: дух нечистый не изгоняется ничем, кроме как молитвой и постом.
– Как быть, если в пост человек старается воздерживаться, соблюдать ограничения в еде, а потом срывается, ощущая себя предателем...
– Это по малодушию. Сознательно на это идём, хотя знаем, что обидим Бога. Но мы надеемся на милость Божию. Иногда отступаем, но Господь даёт нам силы бороться. Для этого и существует таинство исповеди. Искренне покаемся, в следующий раз совершать этот грех сложнее будет, если совершили снова – опять исповедались, некий барьер ещё выше становится, постепенно страсть гасим. Пост – повод собраться и не расслабляться, а к следующему посту собраться ещё больше.
– Начинать поститься лучше в одиночку или сразу убеждать родных держать пост вместе?
– Только своим примером надо позвать за собой. Постящиеся не должны задирать нос и осуждать тех, кто ест колбасу. Господь сказал: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Нет пользы от поста, о котором разглашают. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
– Батюшка Анатолий, как понимать эти слова?
– Святые отцы говорят, голова – это ум, надо заботиться о том, чтобы мысли наши были чистыми. И чтобы из сердца не исходила зависть, злоба, вражда. Бывает, что человек ревностно постится, лишнюю конфетку боится съесть, а при этом и осуждает других, и сквернословит. Трудом поста можем мы научиться прощать других, ведь сказано, если не будем прощать людям, то и нам Отец небесный согрешений не простит. Часто мы ищем примирения, чтобы не осложнять себе жизнь. Делаем вид, что всё в порядке, что простили, а сами не хотим видеть человека, затворяем от него своё сердце. Это означает «прощать – не прощая». Обманываем себя и других. Горечь, которая остаётся в душе, может вырасти в ненависть. Самое важное – сделать первый шаг к другому. Прощение невозможно там, где нет признания греха. Примирение друг с другом утверждается в таинстве исповеди, и оно должно быть особенно глубоким в Великий пост.
У батюшки Анатолия сохранилась старинная Псалтырь, доставшаяся в наследство от бабушки, книге больше двухсот лет. О Великом посте в ней написано, если согрешил человек по лености или по немощи своей, даны ему дни эти. Кто постится с трезвением, смиренномудрием, покается, тот очистится от грехов всего года. Освободится душа его от тяготы и чистым придёт человек ко Святому дню – Воскресению Христову.