Медиакарта
10:56 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ответы на обращения граждан

В I квартале 2016 года должностными лицами правового отдела Тюменской таможни были предоставлены ответы на следующие обращения граждан.

Вопрос

          Об обязательности уведомления таможенного органа об уплате НДС за счет комитента и обязательности предъявления таможенному органу договора комиссии?

Ответ

Исходя из содержания подпункта 2 пункта 2 ст. 181, ст. 186, п. 1 ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование товаров производится декларантом, сведения о котором подлежат указанию в таможенной декларации. В соответствии со ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации сопровождается представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе о декларанте, документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, а также прочие документы, перечисленные в статье 183 ТК ТС.

В соответствии со ст. 186 ТК ТС при наличии внешнеторговой сделки с участием лица государства – Евразийского экономического союза обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, включая декларирование, возлагается на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (комиссионер) либо от имени (по поручению) которого это сделка совершена (комитент).

При осуществлении декларирования комиссионером договор комиссии должен быть предоставлен, а при его не представлении он может быть запрошен таможенным органом при совершении таможенных операций, в том случае если будут основания полагать, что он влияет на сведения заявленные в декларации, в том числе на заявленные таможенную стоимость, льготы по уплате таможенных платежей, на применения полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов и прочее.

В соответствии со статьей 79 ТК ТС, статьей 114 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон от 27.11.2010г. №  311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Соответственно, лица указанные в графе №14 декларации на товар будут являться плательщиками таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 90 ТК ТС, статьей 147 Закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенными органами только плательщикам данных платежей.

В случае обращения налоговых органов о подтверждении уплаты НДС по декларациям на товары, таможенным органом будут предоставлены сведения об уплате НДС фактическим плательщиком, указанным в платежном поручении.

Запрашиваемая информация в части касающиеся приема документов к вычету НДС относится к компетенции налоговых органов и в связи с этим необходимо обратиться в Федеральную налоговую службы России.

  

(Информация предоставлена по состоянию на 03.02.2016 года)

Вопрос

Возможно ли использовать транспортное средство на территории РФ, возможен ли вывоз транспортного средства на территорию Украины и осуществления его обратного ввоза?

Ответ

В соответствии со ст.ст. 96, 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю и считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза при их прибытии на таможенную территорию и до момента выпуска для внутреннего потребления, фактического вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза и иных обстоятельств, указанных в статье 96 ТК ТС.

Согласно пункту 4 статьи 354 ТК ТС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется правом Евразийского экономического союза. В случае не совершения таможенных операций, указанных в пункте 4 статьи 354 ТК ТС, товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС.

При этом, перемещение товаров через таможенную границу – это в т.ч. ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, т.е. совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Евразийского экономического союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (подпункты 3, 22 п.1 ст. 4 ТК ТС).

Соответственно, произвести декларирование транспортного средства, с целью временного ввоза на территорию Евразийского экономического союза (и в дальнейшем вывоза с территории Евразийского экономического союза), либо с целью выпуска транспортного средства в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза - возможно.

1. При декларировании транспортного средства с целью временного ввоза.

В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС, п. 22 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение)  освобождаются от уплаты таможенных платежей транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза иностранными физическими лицами любым способом на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

Физические лица, вынужденно покинувшие территорию Украины, вправе обратиться в таможенные органы, расположенные вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Оформление временного ввоза транспортных средств производится на основании поданной в установленном порядке пассажирской таможенной декларации и составленного в произвольной форме письменного объяснения о перемещении транспортного средства через российско-украинский участок таможенной границы Евразийского экономического союза, а также на основании документа физического лица, удостоверяющего его ходатайство о признании беженцем или о предоставлении ему временного убежища, выданного уполномоченным органом Российской Федерации (территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции).

Дополнительно информируем о том, что указанное транспортное средство может находиться на территории Российской Федерации во временном ввозе без уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках предельного срока временного ввоза (1 год). Если при истечении предельного срока временного ввоза не будет получен статус беженца, либо не истечёт (будет продлен) срок временного убежища возможно открытие нового срока временного ввоза транспортного средства.

В случае если гражданин будет иметь статус лица государства – члена Евразийского экономического союза, то он будет должен внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, по следующем обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Соглашения при временном ввозе физическими лицами государств - членов Евразийского экономического союза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 4 ТК ТС физическим лицом государства - члена Евразийского экономического союза является физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Соглашения уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования обеспечивается способами, установленными ТК ТС и (или) законодательством государства - члена Евразийского экономического союза.

В отношении автомобилей обеспечение предоставляется в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с правом Евразийского экономического союза или международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза.

2. При декларировании транспортного средства с целью его выпуска в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза.

Если иностранное лицо переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, имеется возможность ввоза автомобиля без уплаты таможенных платежей.

В силу п.п. 8, 12, 24 Приложения 3 к Соглашению лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Евразийского экономического союза на постоянное место жительства, могут ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей, бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

- ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Евразийского экономического союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;

- товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза. Автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у физических лиц и быть зарегистрированы на таких физических лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения под датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза понимается дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с законодательством этого государства.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на постоянное место жительства в РФ для лиц, не являющихся гражданами РФ, являются следующие документы:

- вид на жительство в РФ;

- либо документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства и приобретение гражданства РФ, вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в РФ;

- либо удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;

- либо документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства,  снятие с регистрационного учета в иностранном государстве в связи с переселением на постоянное место жительства в РФ, получение разрешения на временное проживание в РФ.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на постоянное место жительства в РФ для лиц, являющихся гражданами РФ, являются следующие документы:

- документы, подтверждающие, что лицо постоянно проживало в иностранном государстве не в связи с работой по контракту или срочному договору, имело постоянную регистрацию или учет по месту жительства в иностранном государстве, находилось на консульском учете в российском консульстве в иностранном государстве в качестве гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в иностранном государстве;

- документы, подтверждающие снятие с указанных выше видов регистрации или учета в связи с переселением на постоянное место жительство в Российскую Федерацию вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации;

- либо удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 9 ст. 7 Соглашения особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза, беженца, вынужденного переселенца определяются правом Евразийского экономического союза.

На основании п. 27 Инструкции особенностью совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза, беженца, вынужденного переселенца является возможность размещения на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем.

Ставки таможенных пошлин в отношении ввозимых физическими лицами для личного пользования легковых автомобилей установлены п. 12 Приложения 5 к Соглашению.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (п.3 ст. 355 ТК ТС).

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» (далее – ПТД).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Соглашения, п.1 ст. 356 ТК ТС, подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1.                 документы, удостоверяющие личность лица;

2.                 транспортные (перевозочные) документы;

3.                 документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

4.                 документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;

5.                 документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

6.                 другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года №78 с 1 января 2016 года к транспортным средствам категории M1 применяются требования по техническому нормативу выбросов – экологический класс 5.

Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования определен приказом ФТС России от 17.07.2014 № 1372 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования». 

При этом п.6 Инструкции предусмотрено, что декларация не регистрируется таможенным органом, если не предъявлен товар. Дополнительно сообщаем, что декларирование транспортного средства осуществляется с учетом положений, изложенных в абз. 6 стр. 2 настоящего письма.

 (Информация предоставлена по состоянию на 10.02.2016 г.).

Вопрос

Разъясните порядок продления срока временного ввоза легкового транспортного средства, временно ввезенного по пассажирской таможенной декларации  (далее – ПТД) от 21 марта 2015 года сроком до 20 марта 2016 года?

Ответ

Согласно представленной ПТД от 21 марта 2015 года гражданином как иностранным физическим лицом (подп.9 п.1 ст.4 ТК ТС) был осуществлен временный ввоз легкового транспортного средства зарегистрированного на Украине, для личного пользования.

Порядок временного ввоза транспортных средств для личного пользования определен ТК ТС, Соглашением от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение), Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18 июня 2010 года № 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящихся под таможенным контролем» (далее – Инструкция).

В соответствии со ст. 358 ТК ТС, п. 22 раздела V приложения 3 Соглашения, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза легкового транспортного средства в ПТД от 21 марта 2015 года был установлен предельный срок временного ввоза - до 20  марта 2016 года.

Кроме того, 20 февраля 2016 года УФМС по Тюменской области гражданину был выдан вид на жительство иностранного гражданина РФ, т.е. документ, выдаваемый иностранному гражданину в подтверждение его прав на постоянное проживание в РФ (Федеральные законы от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 4 ТК ТС физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза, является физическим лицом государства - члена Евразийского экономического союза, на которое положения ст. 358 ТК ТС, п. 22 раздела V приложения 3 Соглашения – не распространяются.

Соответственно, продлить срок временного ввоза  легкового транспортного средства, ввезенного по ПТД от 21 марта 2015 года сроком до 20.03.2016, не представляется возможным.

Дополнительно уведомляем, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Евразийского экономического союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза (п.3 ст.358 ТК ТС).

За не вывоз в установленные сроки транспортного средства с таможенной территории Евразийского экономического союза предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 16.18 КоАП России.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза (п.5 ст.358 ТК ТС).

В соответствии с п.п. 3 п. 6 статьи 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.

В соответствии с п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров.

На основании вышеизложенного сообщаем о действиях, в соответствии с которыми гражданин имеет право совершить в отношении легкового транспортного средства,  ввезенного по ПТД от 21 марта 2015 года:

1. Вывезти легковое транспортное средство с таможенной территории Евразийского экономического союза через любой таможенный орган (п.4 ст.358 ТК ТС).

2. Совершить таможенные операции по декларированию легкового транспортного средства с учетом требований п. 24 раздела V Приложения 3 Соглашения, главы 49 ТК ТС, при наличии документов подтверждающих право владения на транспортное средство.

При этом, выдача паспорта транспортного средства осуществляется таможенными органами при соответствии транспортного средства требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союз от 09 декабря 2011 года № 877, и уплате утилизационного сбора.

Транспортное средство считается соответствующим требованиям настоящего Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877, при соответствии экологическому классу 4.

Документом, удостоверяющим соответствие требованиям указанного Технического регламента единичного транспортного средства при выпуске в обращение, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, выдаваемое уполномоченными органами по сертификации.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291.

3. Поместить легковое транспортное средство под таможенную процедуру уничтожения, в соответствии с главой 42 ТК ТС.

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

         Порядок выдачи заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения утвержден приказом Минприроды России от 09 сентября 2011 года № 732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения». Письмом ФТС России от 25 января 2012 года № 04-54/03031 доведен перечень территориальных органов Росприроднадзора, уполномоченных выдавать заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров по таможенную процедуру уничтожения.

         Управление Росприроднадзора по Тюменской области находится по адресу: ул. Республики, 55, г.Тюмень, 625000.

(Информация предоставлена по состоянию на 29.03.2016 г.).