Медиакарта
10:24 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Была война…

09:19 | 06 мая 2016
Источник: Красная звезда

Викуловскую среднюю школу Полина Боброва окончила в 1942 году, когда шла  Великая Отечественная война. Выпускной класс, в котором она училась, был небольшой, парней всего трое.

   -- В школе было интересно, комсомольская, пионерская жизнь бурлила, --рассказывала Полина Григорьевна с грустной улыбкой на лице: так давно это было. -- Я  была пионервожатой и с удовольствием возилась с ребятнёй. Старшеклассники для младших проводили разные мероприятия. Были в школе вечера, которые проходили в коридоре, потому что зала тогда не было, бал – маскарады, когда все наряжались в разные костюмы, надевали  маски и не сразу узнавали друг друга. Учились со мной Маша Лискина, Катя Киселева, Тася Балаганина. Евдокия Андреевна Лискина  преподавала математику, Фёдор Иванович Быстров, он тогда был директором школы, вёл уроки русского языка и литературы. Было у нас и военное дело, учились стрелять в тире – нам это очень нравилось, у меня по стрельбе пятёрки были. Мы с большим желанием  занимались спортом: бегали на лыжах, играли в баскетбол, волейбол, сдавали нормы на значок БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Это всё было до войны. Потом  школьные уроки пригодились тем, кто ушёл на фронт, потому что они учили  не бояться трудностей, быть смелыми, сильными и выносливыми, учили дружить и быть друг за друга стеной…

    Война перевернула всю жизнь. Всё, что было раньше, казалось таким далёким… События разделились на «до» и «после». Военная жизнь была тревожной, голодной, изнурительной от работы и забот. Несчастья сваливались на людей, как снег на голову. Весной 1941 года в Викулово был большой паводок:  река Ишим разлилась так сильно, что затопило улицы Полины Осипенко и Колхозную. Затопило луга, пашни, была прервана связь между населёнными пунктами. Говорили, что вода поднялась более чем на 11 метров. В селе, пожалуй, не было человека, который бы ни ходил к реке, чтобы убедиться в размерах паводка. Постепенно вода пошла на убыль, но тревога не покидала людей,  охватывало предчувствие чего-то плохого, беды, которая должна была случиться. Так и произошло: 22 июня фашистская Германия внезапно напала на нашу страну, и эта страшная весть   пришла и  в небольшое сибирское село. Началась всеобщая мобилизация военнообязанных. На сборном пункте, который располагался в школе, всё время толпился народ. Пели «Как родная меня мать провожала…» и плакали. Некоторые, сами того не зная, расставались навсегда.

  Старшеклассникам казалось просто преступлением учиться в школе,  все готовы были бежать в военкомат, проситься на фронт, но родители, учителя настаивали на своём, убеждали, что  недоучки нигде не нужны, и на фронте -- тоже.  И всё-таки в первый год войны   многие из них написали заявление в военкомат и ждали повестки. Тогда они, молодые, наивные романтики, комсомольцы не знали, что такое война,  для них не существовало преград, все представляли себя героями и готовы были преодолеть любые невзгоды, чтобы защитить свою Родину. Сводки Софинформбюро были всё тревожнее, в село приходили похоронки.

   Старшеклассников  тогда отправляли на лесозаготовки, жили в лесу по 10 – 15 дней, работали от души: кто деревья пилил, кто сучья рубил. От усталости валились с ног. Спали крепко, но мало: часами разговаривали, пели песни, смеялись, потом, словно спохватившись, умолкали, война ведь…, но жизнь брала своё.

   Весной 1942 года выпускникам вручили аттестаты об окончании средней школы, и разбросала их жизнь кого – куда.

    Полина Боброва поступила на работу бухгалтером в Викуловскую райзаготконтору «Заготсырьё», а  28 декабря была призвана в армию и направлена в Красноярск, где курсантом обучалась военному делу. Когда она надела военную форму, ей исполнилось девятнадцать лет. После учёбы в звании сержанта,  освоив профессию укладчицы парашютов, Полина прибыла в 637 штурмовой авиаполк 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта,  и начались для неё тяжёлые фронтовые будни.   Киевская наступательная и оборонительная операции, освобождение Киева, разгром фашистских войск и освобождение  Украины, Польши, Чехословакии.

   Девушки укладывали парашюты, вместе с лётным составом готовили самолёты к боевым вылетам, загружали их снарядами. Трудно, легко ли им приходилось, никто не жаловался:  есть приказ, который надо  выполнять чётко и слаженно, шла война, в которой надо во что бы то ни стало победить.

   Жить в условиях войны  было непросто, ширмой отгораживались от мужской половины служащих, недосыпали, недоедали, валились с ног от усталости, бывало, плакали в подушку.  Все радовались письмам, перечитывали их, целовали украдкой фотографии, если пришлют, рассказывали друг другу о родных и друзьях, о местах, где родились.  Эти весточки из дома были очень дороги каждому из них, душа тревожилась, болела, хотелось, чтобы мир наступил как можно скорее.

  Их было четыре подруги – две Раи, Лида и Полина. Все в одинаковой военной форме, но такие разные,  их тесно связало военное лихолетье, пережить которое без друзей было бы невозможно. Девчонки боевые, весёлые, красивые -- на них заглядывались сослуживцы, которые готовы были помочь, поддержать, понимая, что этим молодым девушкам совсем  не место на войне. Всем хотелось любить, жить без тревог и печали, счастья хотелось и мира. Домой хотелось, где очень ждали…

   Даже самые страшные годы войны стали для Полины счастливыми – она полюбила. Все заметили, как влюблённо смотрит на Полину лётчик – штурмовик Анатолий Калашников, как смущается она от этих взглядов. Подруги подшучивали над ней: «Ну, Полина, ты погибла! Тебе от него никуда не деться!».

   Однажды сказал:

 -- Выходи за меня  замуж!

Как устоишь от этих слов:

  -- Вот закончится война…

  Оба одинакового роста, но она худенькая, как тростиночка,  «сержантик мой голубоглазый», а он  крепкий, коренастый, и казалось, такой надёжный!

   Младший лейтенант  Анатолий Калашников к маю 1944-го  был заместителем командира эскадрильи 637-го штурмового авиаполка, к тому времени у него было более ста боевых вылетов, а в октябре  1944-го Указом Президиума Верховного Совета СССР  за «отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За этой наградой стояли конкретные операции: уничтожил 27 танков, 100 автомашин, до 150 солдат и офицеров противника, создал 40 очагов пожара, лично сбил в воздушном бою истребитель противника  «Ме – 109».

   Война шла к концу, и тем тревожнее было за тех, кто рядом, за свою судьбу. Освобождались районы Польши, Чехословакии. Наступившая весна радовала, вселяла надежду, придавала сил, её нельзя было не чувствовать, казалось, что даже природа с её сочной зеленью, щебетаньем птиц, ярким  солнцем и тёплым ветром тоже хотела тишины, мира, покоя.

     И победа пришла, но лётчики продолжали сражаться в воздухе.  Полк, в котором служила Полина,  участвовал  в Пражской наступательной операции до 12 мая 1945 года. Тогда в одном из боёв чудом остался жив, потеряв своего друга, лётчик Калашников.

   30 мая 1945 года Полина и Анатолий расписались. В июне её демобилизовали и она  поехала на родину в Викулово, а военнослужащий Калашников был направлен на учёбу в Военно – воздушную академию.

   Дома не могли нарадоваться возвращению дочери, не знали, куда усадить, чем накормить, сёстры и брат приставали с расспросами, как там, на войне, а она, всегда немногословная, отмахивалась или начинала плакать. Полина ждала ребёнка, и матери не нравилось, что муж был далеко, она переживала за дочь, требовала, чтоб та ехала к нему в Москву, иначе его «уведёт какая-нибудь городская». На что Полина отвечала: «Значит, не судьба». Так и случилось, развела их послевоенная жизнь.

    Заботы о маленькой дочери не давали раскисать, в минуты отчаяния она вспоминала пережитые годы, подруг, с которыми не теряла связи, пыталась понять и простить Анатолия, верила в то, что всё у неё будет хорошо. Людмила подросла, и Полина Григорьевна устроилась секретарём – машинисткой в Викуловский отдел сельского хозяйства, потом её перевели на должность бухгалтера. В  конце 1949-го она переехала в Свердловск, где училась на юриста её сестра Ефросинья и жили односельчане Шумиловы, обустроилась на новом месте, забрала от матери дочь. Она долгие годы работала с документами в военном окружном госпитале, оттуда ушла на пенсию, но трудовая деятельность её на этом не закончилась: почти 13 лет была медицинским регистратором в детской городской больнице, где её также ценили и уважали коллеги и пациенты за трудолюбие, добрый, спокойный характер, за готовность помочь.

     Она увлеклась туризмом и уже в немолодом возрасте ходила  в дальние походы  с рюкзаком, нашла друзей и единомышленников в группе – всё это «девчонки», с которыми было легко и просто.

   С Калашниковым они официально развелись в 1953 году – у него, как выяснилось, в Москве почти сразу появилась другая женщина, а Полина Григорьевна простить это не смогла, она больше и не вышла  замуж, всю жизнь прожила  с матерью, дочерью и внучкой. Он ушёл в отставку подполковником в 1960-м, жил в Минске.

   Однополчане нередко собирались после войны в  Волгограде,  Киеве, в Липецке, других городах. Все были очень рады тому, что живы, получали от общения положительные эмоции, силу духа, желание жить и делать добро. Анатолий не приезжал, у него всегда находились какие-то причины.

    П.Г. Калашникова ездила с подругами на эти встречи, собирала их и в своей небольшой  свердловской квартире, они разглядывали дочку --  вся в отца, восхищались:  «Хороша, красавица!», расспрашивали её обо всём, рассматривали фотографии, говорили, говорили и пели, и плакали….

   Полина Григорьевна не любила вспоминать о войне, не могла говорить, когда её и других ветеранов войны чествовали на различных мероприятиях, к горлу подступал комок, а на глаза наворачивались слёзы – слишком много потерь и лишений довелось пережить.  Она не раз приезжала в Викулово, чтобы навестить сестру, сходить на кладбище к могиле отца, где захоронен и прах матери, который привезли на родину из Свердловска. Она умерла в сентябре 2009 года  почти в 86 лет, пережив отца своей дочери на 24 года...  

    Сегодня  Полина Григорьевна Калашникова, кавалер Ордена  Отечественной войны 2 степени, служит в другом полку, который называется бессмертным, её портрет снова пронесут 9 мая  по улицам Викулово к памятнику погибшим землякам. В этот день  не обойдётся без слёз, иначе просто нельзя, потому что была война и за мир погибли, умирали родные нам люди.  Пограничник, танкист, моряк, пехотинец, связист, медсестра, лётчик, укладчица парашютов, мужчины, женщины, дети в тылу – да мало ли их! Это они выиграли войну, встали стеной за свою Родину, за нас -- и  победили. Помните об этом!

На снимке: П. Калашникова в год 40 – летия Победы

Фото из семейного архива

Автор: В. МИЛЛЕР