В Королёвском поселении живут шестнадцать тружеников тыла, среди них – Александра Афанасьевна Куртёкова. Когда грянула Великая Отечественная война, Саше едва исполнилось девять лет.
– Помню, занимались прополкой хлебов, когда народ спешно собрали на митинг, – рассказывает А.А. Куртёкова. – Люди, приехавшие из района, объявили, что началась война с фашистской Германией. Женщины громко рыдали, провожая мужчин на фронт. В тот момент дети не очень понимали, что происходит, но плакали. Тятя Афанасий Иванович Баканов умер ещё до войны, мне было всего четыре года. Вскоре скончались старшие братья и младшая сестрёнка. Мама Вера Александровна серьёзно заболела. Всю работу по дому мы делали с сестрой Ниной, которая старше меня всего на два года. С нами жил дедушка-инвалид, он помогал. Когда маме становилось полегче, она тоже хлопотала по хозяйству. Держали корову, свиней, кур, много сажали картофеля. Конечно, отдавали продналог для фронта. Ещё пряли шерсть, вязали носки и варежки. Всё, что собирали с полей, тоже отправляли в армию, оставляли самую малость для тыловиков. Зарплату давали сельхозпродукцией, например, хлеба 200 граммов в день. Жили, как одна семья, выручали друг друга. После нелёгкого трудового дня дети успевали и пошалить, наши любимые игры – двенадцать палочек и догонялки. Я окончила четыре класса, в школе начинали учиться с октября, после уборки картофеля и заготовки дров. Старались не унывать, готовили с учителями праздники и выступали перед населением, клуб всегда был полон. Голодали, мёрзли, нечего было надеть, болели от тяжёлого труда, но у нас был такой энтузиазм, что не чувствовали усталости и недугов, все усердно работали во имя Победы.
В 1946 году сёстры Бакановы остались сиротами. Они жили вдвоём в родительском доме, за ними присматривали родственники. Девчонки, закалённые тяготами военного времени, справлялись с домашним хозяйством самостоятельно. Продолжали держать корову, заготавливали корма. Обе трудились разнорабочими в колхозе «Колос» Королёвского сельсовета.
– На ферме только коров было около 800 голов, – говорит Александра Куртёкова. – Выращивали овец, кроликов, свиней, лошадей, разводили пчёл. Забот хватало, с вечера бригадир обходил дома и оповещал, что будет делать каждый. Рабочий день начинался в семь часов утра. Приходилось боронить пашню на быках, косить сено, вязать снопы льна, молотить и сортировать зерно. Чаще трудилась на заготовке дров. Участвовала в строительстве школы-восьмилетки, где в то время учились больше 300 ребятишек. Своими силами возводили базу-четырёхрядку. На ферме работала дояркой, телятницей и свинаркой. С сестрой всяко жили, бывало, и обижались друг на друга. Она выполняла и мужскую, и женскую работу, умела класть печи, ткала ковры, пряла, и для колхоза тоже. Я любила на швейной машинке выбивать кружево для штор, простыней и подушек, украшала дом. В прошлом году Нина умерла, сильно по ней скучаю.
Вспоминая молодость, никак не поймёт Александра Афанасьевна, когда время на сон выкраивали. С утра до вечера на работе, а потом – пляски в клубе. Там она встретила своего суженого – гармониста Василия Куртёкова. В 1951 году сыграли свадьбу, родили сына. Вскоре развелись с супругом, не пожилось, воспитывала сына Анатолия в одиночку. По словам А.А. Куртёковой, переживать жизненные трудности помогали песни, любовь к ним она пронесла через всю жизнь. В своё время была активной участницей художественной самодеятельности. И сейчас Александра Афанасьевна, несмотря на почтенный возраст, десятого мая ей исполнится 84 года, бывает на мероприятиях в местном доме культуры и задорно поёт частушки.
Фото Алексея БОДРОВА